Ольга Осипова
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе для детей 4–5 года жизни «В гостях у весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе для детей 4-5 года жизни по теме «В гостях у весны»
Программное содержание:
1. Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на схему.
2. Расширять представления детей о характерных признаках весны.
3. Развивать активный словарный запас. Активация словаря по теме «Весна».
4. Закрепление навыков счета от 1 до 5.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе для детей 4–5 года жизни „В гостях у весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
5. Аппликация с использованием геометрических фигур.
6. Воспитывать бережного отношения к живой природе.
Методы и приемы: игровой, словесный образец педагога - рассказ, объяснение, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Весна»; практический – упражнение, дидактическая игра «Скажи наоборот», «Хлопни в ладоши».
Оборудование: доска.
Демонстрационный материал: сюжетная картина на тему весна, схема на тему «Весна», конверт с подсказками, картинки с изображением перелетных птиц, фонограмма «пение птиц», модель дерева с пронумерованными кружками – заданиями, карточки для счёта.
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветной бумаги, силуэты птичек, клей, белый картон.
Словарная работа: капель
Предварительная работа:
1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам.
2. Беседы с детьми о весне, весенних явлениях, жизни растений, животных и людей весной.
4. Рассматривание дидактических картин на тему «Весна».
Структура:
1. Мотивация деятельности детей.
3. Отгадывание названия птицы по ее описанию и изображению.
5. Рассматривание карточек на тему “Весна”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.
Сюрпризный момент
Посадка детей, размещение: дети сидят на стульчиках.
Ход занятия
Организационный момент:
Какой сегодня прекрасный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через нос все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох три раза).
Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка, но она необычная - зашифрованная. Надо разгадать, кто ее нам прислал (на доске большой конверт с печатями). Воспитатель вытаскивает из конверта предмет, дети догадываются, что это и называют: подснежник, солнышко, открытка с 8 марта, веточка ивы с почками, бумажный кораблик, зеленая травка, луковичка цветка, семена овса.
Воспитатель: как вы думаете, кто мог нам прислать такие подсказки-подарки?
Ответы детей :
Воспитатель: правильно ребята – это весна!
Она нас приглашает в гости в весенний лес не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами. Закройте глаза и мысленно представьте, что вы перенеслись в лес. (Звучит звукозапись «пение птиц») .
Воспитатель:
Вот заходим мы в весенний лес,
Он полон сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь? Какая птица?
Воспитатель:
- Слышите, как поют птицы в лесу? (аудиозапись звуков, которые издают птицы: синица, скворец, грачи)
- А вот, чтобы узнать, какие это птицы нам подали свои голоса, нужно ей посмотреть на их тень и догадаться (на доске картинки с изображением тени синицы, грача и скворца)
Ребята, какие из этих птиц перелетные, а какая птичка зимует с нами вместе? Ответы детей.
Ребята, а чем заняты птицы весной? (прилетают из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов)
Ребята, давайте посмотрим на карточки и посчитаем, сколько птичек к нам прилетело. (Воспитатель показывает карточки с примерами)
Воспитатель:
Весной лес оживает и преображается. Ребята, посмотрите, на полянке растёт чудо-дерево. Ни листочки на нём, ни цветочки на нём, а разноцветные кружочки. Не простые, а волшебные, на каждом кружочке задание, если мы выполним каждое задание правильно, то кружочки будут исчезать, а на их месте распустятся листочки. (после каждого выполненного задания воспитатель убирает кружочек)
1. Назовите месяцы весны :
Назовите месяцы весны по порядку, все вместе.
Назовите 1-ый, 2-й и 3-ий месяц весны? (три ребенка)
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая? Молодцы. (воспитатель дотрагивается до кружочка под номером один и убирает его)
2. Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Воспитатель начинает предложение, бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч и продолжает предложение, используя словосочетание:
Зимой снег чистый, а весной… (грязный) .
Зимой снег белый, а весной… (серый) .
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные) .
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое) .
Зимой солнце слабое, а весной… (сильное, теплое) .
Зимой небо серое, а весной … (голубое) .
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый) .
- Правильно ребята.
(Воспитатель убирает ещё один кружочек с дерева.)
3. Игра «Хлопни в ладоши».
- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне, если слово к нашей теме не относится, то ручки остаются на коленочках.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
Ребята, мы уже с вами знаем много новых слов, вспомните - слово капель, что значит? (Капель – тают сосульки и капают, а как звучит капель,
вы мне сейчас сами покажете. Для этого все встанем в круг и немножко разомнемся:
Физкультминутка (произносим слова и сочетаем их с движениями)
Звонко капают капели: кап-кап-кап.
Птицы весело запели: чик-чирик
Тает снег, бегут ручьи: буль,буль, буль.
А подснежник голубой своей качает головой: ц-ц-ц.
Лучик солнца золотой согревает всех собой: а-у-и
(дети произносят гласные звуки, с поглаживанием рук, головы и груди и садятся на стульчики после разминки.)
4. Ребята, весна приготовила для вас ещё одно задание.
Она хочет, чтобы вы составили рассказ о ней, а в помощь вам будет схема.
Схема рассказа по картинкам: яркое солнце на голубом небе, первые проталины, травка и подснежники, веточка ивы с почками, проснувшийся после зимней спячки медведь, заяц серый и белочка рыжая, перелетные птицы, дети в легкой одежде пускают по ручью кораблики.
(Воспитатель говорит первое предложение ( Н:Наступила весна.). Далее, дети по цепочке составляют предложения, используя опорные слова в соответствии с предлагаемой картинкой.
(Наступила весна. Солнышко светит ярко. Небо голубое, чистое. Снег таит, появляются трава и цветы. На деревьях набухают почки. Медведь проснулся и вылез из берлоги. Белка и заяц поменяли цвет шубки. Птицы возвращаются из теплых стран. Люди весной надевают легкую одежду. Дети весной по ручейкам пускают кораблики. Весна прекрасное время года.)
Рассказы получились очень интересными, спасибо, ребята.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы рассказывали о весне и справились с заданиями, все весенние листочки распустились на нашем дереве.
Ребята, но чего-то на нашем весеннем дереве не хватает. Вы знаете, когда птицы возвращаются на родину, туда, где они родились, им надо где-то жить? А в каких домиках обычно живут птицы? (в гнезде, в дупле, в скворечнике) И что бы нашим птицам было, где жить, я предлагаю сделать для них скворечники.
Для этого на ваших столах есть всё необходимое. Из каких фигур мы построим наш скворечник? (ответы детей)
Подумайте, как лучше расположить аппликацию на листе?
Выполняем работу.
Работу – образец размещаем на волшебном дереве, а из детских выполненных работ устраиваем выставку.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, я думаю, что весна осталась довольна, вы так много знаете о ней, и наши птички будут очень рады жить в таких красивых домиках.
А нам уже пора возвращаться в группу.
Раз, два, три – повернись. И в группе окажись!