Наталья Савельева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Снежное путешествие. Дифференциация звуков [С]-[С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме : «Снежное путешествие (дифференциация звуков С-СЬ)»
Подготовили и провели : учитель-логопед Савельева Н. В., воспитатель Иванова Т. З.
Цель:
- Развитие слуховых дифференцировок.
Задачи:
- Научить детей дифференцировать звуки С-СЬ на слух,
- Развитие слухового внимания,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Снежное путешествие, Дифференциация звуков [С]-[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- Развитие внимания, памяти. логического и пространственного мышления,
- Упражнять в подборе родственных слов, образовании и употреблении приставочных глаголов, согласовании существительных с числительными,
- Упражнять в определении места звука в слове.
Оборудование:
- Слайды: снегирь, синица, сорока, сова, родственные слова к слову «снег»,
- Раздаточный материал :разрезные картинки «Снегокат», символы звуков (синие и зелёные квадраты, ёлочные шары с изображениями предметов со звуками С, СЬ,
- Демонстрационный материал: синяя и зелёная ели,
- Костюмы Снеговика и Зимы,
- Ларец с угощением.
Ход занятия:
1. Организационный этап. Сообщение темы занятия.
- Здравствуйте ребята. Шла я сегодня к вам на занятие, и увидела двух птиц (слайд) Назовите их. (снегирь, синица).
- С каких звуков начинаются эти слова (с, сь). Сегодня мы с вами будем учиться различать эти звуки.
2. Основной этап.
1) Характеристика и сравнение звуков.
- Чем похожи и чем различаются звуки с –сь?
2)Повторение слоговых рядов
- Внимательно послушайте и повторите слоги:
Са-ся-са
Ас-ас-ась
Сю-су-сю
Ус-усь-усь
Сы-сы-си
Эс-эсь-эс
3) «Отгадай загадки. Назови птиц на заданные звуки»
- Снегирь и синица принесли какое-то приглашение, но сказали, то отдадут его, если мы отгадаем загадки об их сородчиах - птицах, определим, какой звук слышится в их названиях и где он находится.
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась — и в лес. (Сорока)
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица.
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая… (Синица.)
4) Физминутка.
- Молодцы! Сейчас я прочитаю вам приглашение:
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в снежную сказку. Чтобы попасть в сказку, нужно выполнить мои задания. Помните, путь в сказку полон приключений и опасностей. Будьте осторожны! Зима Снежная»
-Пойдём? Страшно? Давайте, слепим себе Снеговика, который поможет нам?
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг) Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
- Смотрите, какой красивый Снеговик у нас получился (Входит Снеговик)
Снеговик:
- Спасибо, ребята, что слепили меня! Я тоже хочу с вами поиграть: встаньте в кружок, я буду называть слог со звуком с и бросать кому-то из вас снежок, а вы должны бросить снежок назад и назвать слог со звуком сь. (са-ся, со-сё, сы-си, су-сю, сэ-се, потом наоборот)Ну, а теперь отправляемся в путь.
5) Упражнения в подборе родственных слов.
- Чтобы попасть в снежную сказку, нужно выполнить задания Зимы Снежной. И, первое задание:
- Назовите слова – родственники к слову СНЕГ
Помогут вам стишки, которые сочинил снеговик.
Снеговик:
С неба все скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Эти сказочные сани,
Даже в гору едут сами (Снегоход)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый. (снегокат)
Повтор слов родственников (снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снегоход, снегокат).
6) «Собери картинку»
- Снега в лесу всё больше и больше, идти становится всё трудней…А давайте, поедем с вами на снегокате. Для этого нам сначала нужно его собрать.
7) Игра «Светофор»
- Чтобы ездить на снегокате, нам нужно быть очень внимательными. Сейчас я проверю, можно ли вам водить снегокат. Для этого возьмите в правую руку синий квадратик, в левую-зелёный. Я буду называть слова, если в слове ест твёрдый звук С, то вы поднимете синий квадратик, если СЬ, то зелёный.
Лес, месяц, лисица, лиса, лис, лисёнок, лось, лосёнок, сосулька, снег.
7) Образование приставочных глаголов.
- На снегокате мы от сада….(отъехали,
По дороге….(поехали,
В горку ….(въехали,
С горки (съехали,
К дереву….(подъехали,
Дерево….(объехали,
Дальше (поехали,
В царство Снежной Зимы….(приехали).
8)Согласование существительных с числительными
Снеговик:
-А теперь следующее задание:
У Зимы Снежной много придворных снеговиков и снежинок, нам нужно их сосчитать. (один снеговик, два…., три и т. д.)Вот мы и добрались с вами до царства Снежной Зимы. А вот и сама Зима. (Входит Зима.)
6) Дифференциация звуков С-СЬ. Определение места звука в слове.
Зима:
- Здравствуйте, ребята! Как вовремя вы до меня добрались! Знаете, какой праздник бывает зимой? (Нг) Правильно! Назовите главное украшение этого праздника. (ёлка) Сейчас вы поможете мне нарядить две ёлки. У меня зелёная и голубая ели. На голубую ель нужно повесить шары с изображением картинок, в названии которых есть звук С, а на зелёную- со звуком СЬ. Смотрите, не перепутайте! Сейчас я раздам каждому из вас по игрушке, вы по очереди повесите игрушку на подходящую ёлку и скажете, где находится звук С или СЬ В слове.
3. Итог.
Зима:
- Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, за это мы со Снеговиком хотим вас угостить зимними угощениями-сосульками.