Татьяна Становова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе «Загадки Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.
«Загадки Деда Мороза»
Подготовила: Становова Т. В. учитель – логопед ДОУ №16 «Рябинка» г. Дубна
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе „Загадки Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: активизировать словарь по данной лексической теме. Обучать выделению общей основы (корня) у родственных слов; закреплять в речи употребление понятия – «родственные» слова; обучение составлению простых и сложных предложений с предлогами и союзами; улучшать качество слоговой структуры слов; упражнять в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; развивать общую моторику и мелкую моторику рук; упражнять в четкости звукопроизношении; закреплять правильное образование окончаний притяжательных прилагательных; Повышать речевую активность на занятии.
Ход занятия:
Организационный момент
После приветствия гостей, дети садятся на свои места. Логопед говорит :
«Дети, я приглашаю Вас сегодня на экскурсию в зимний лес.
Этот самый зимний лес,
Полон таин и чудес.
Что за чудеса нас ждут?
Вот и чудо – Тут, как тут!
Появляется мешок на картинке мультимедийного устройства.
Кто помог сложить стишок?
Да и чей это мешок?
Из мешка появляется письмо, логопед его читает
«Я мешок для Вас оставил. И загадки сам составил.
Знаю я, что Вы ребятки, очень любите загадки
Разгадаете - и Вам я подарочки раздам!
Чур не мёрзнуть! Грейте нос!
Добрый дедушка Мороз!»
Ребята, так это мешок с загадками от Деда Мороза! Давайте вместе разгадывать загадки, выполнить задания и играть.
1) Разгадай загадку – назови отгадку.
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (снеговик)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Эту девочку привез
В гости к детям Дед Мороз.
Шубка, длинная коса,
Словно звездочки глаза (Снегурочка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
За веревочку коня
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я
На коне лечу! (санки)
Молодцы, Вы разгадали все загадки. А теперь на картинки посмотрите и лишнюю найдите. Объясните, почему она лишняя?
Ответ: лишние санки, потому что в этом слове нет частички «снег»
2) Снег покрыл все вокруг. А вот следующая картинка и игра: «Скажи, где лежал снег и откуда он потом слетел» Дети составляют предложения с предлогами: «на», «со», «с».
Ответы детей: Снег лежал на ветках, а потом слетел с веток. Снег лежал на крыше дома, а потом слетел с крыши дома. Снег лежал на скамейке, а потом слетел со скамейки. Снег лежал на снеговике, а потом слетел со снеговика. Снег лежал на машине, а потом слетел с машины. Снег лежал на столе, а потом слетел со стола. Снег лежал на заборе, а потом слетел с забора. Снег лежал на столбе, а потом слетел со столба. Снег лежал на горке, а потом слетел с горки.
3) Ой, ребята, посмотрите, а на снегу видны следы! Давайте поиграем в игру «Кто пробежал и чьи следы на снегу остались?»
Ответы детей: Заяц пробежал и на снегу остались заячьи следы. Лось пробежал и на снегу остались лосиные следы. Олень пробежал и на снегу остались оленьи следы. Кабан пробежал и на снегу остались кабаньи следы. Волк пробежал и на снегу остались волчьи следы. Лиса пробежала и на снегу остались лисьи следы. Белка пробежала и на снегу остались беличьи следы. Ворона пробежала и на снегу остались вороньи следы.
4) Что за странная картина из мешка? Дед Мороз ошибся или пошутил. Давайте поиграем в игру: «Чего не должно быть и как должно быть»
Ответы детей: Белка зимой не должна быть рыжая, а должна быть серая. Медведь, барсук, ежик зимой не должны гулять, а должны спать. Зимой на деревьях не должно быть листьев. Зимою деревья должны стоять голые. Зимой не должен идти дождь, а должен идти снег. Бабочка и жук не должны летать зимой. Они должны летать летом. Подснежники не должны распускаться зимой, а должны распускаться весной. Зимой не должен таять лед. Он должен таять весной. Люди не должны зимой ходить в легкой одежде и обуви, они должны зимой тепло одеваться и обуваться. Зимой не должны созревать яблоки. Яблоки должны созревать осенью.
5) Что-то круглое есть в мешке, давайте посмотрим. Это же мячик! Давайте поиграем в игру: «Слова подружи – что, какое – скажи!»
Игра с мячом на ковре. Дети составляют словосочетания из слов.
Зима, день - (зимний день); зима, ночь – (зимняя ночь); зима, вечер – (зимний вечер); мороз, утро – (морозное утро); мороз, день – (морозный день); мороз, погода – (морозная погода); лед, горка (ледяная горка); лед, дорожка – (ледяная дорожка); снег, зима (снежная зима); снег, баба – (снежная баба); снег, крепость (снежная крепость).
6) Чтобы не замерзнуть в зимнем лесу проведем физкульт – минутку.
Как на горке – снег, снег (показывают сугробы, раскачивая корпус тела)
И под горкой – снег, снег (наклон вперед и раскачивать прямыми руками)
И на ёлке – снег, снег (показывать руками сверху вниз еловые ветки)
И под ёлкой – снег, снег (присесть и покрутить руками перед собой)
А под снегом спит медведь (встать, руки сложить «лодочкой» под ухом, голову наклонить в сторону.
Тише, тише, не шуметь! (указательный палец поднести к губам)
7) Давайте не будем шуметь. Пусть медведь спит под снегом. А Вы знаете, из чего состоит весь этот снег? Правильно - из снежинок. К нам залетела одна волшебная снежинка и не растаяла. Давайте по-очереди подуем на неё. Покачайте снежинку. А теперь подую я, а Вы за ней следите глазками. А теперь глазки зажмурить, раскрыть, зажмурить, раскрыть. А снежинка уже улетела …А Вы ребятки запомнили, какая была снежинка? Давайте ее нарисуем себе на память.
Дети проходят на свои места. Логопед проводит пальчиковую игру, а потом дети обводят на листочках снежинки, а логопед рисует снежинку на мультимедийном фланелиграфе.
8) Пальчиковая гимнастика.
Один, два три четыре – пальчики «встречаются»
Много мы снежков слепили – показать «леку снежков»
Один, два, три, четыре, пять – разжимать пальчики по-очереди из кулачка
Будем мы в снежки играть - сжимать, разжимать пальчики.
Дети и логопед рисуют снежинки.
9) Что еще в мешке осталось? Письмо. Читает письмо от Деда Мороза. «Молодцы ребятки, разгадали все загадки, во все игры поиграли, очень многое узнали… А теперь, мои друзья, жду стишок о снеге я! На кого снежинка упадет, тот стишок и начнет, на кого потом укажет, тот продолжит и расскажет.» Логопед берет снежинку на палочке и по – очереди направляет на детей группы, а они рассказывают стихотворение.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили снежком,
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка Снегурка.
На снегу-то посмотри –
С красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
10) Заканчивается наша прогулка по зимнему лесу, а мешочек в себе еще что – то хранит. Посмотрим. Достает из настоящего мешка памятные подарки для детей. (наклейки, конфеты и т. п.)
Ребята, Вам понравилась наша прогулка? А игры понравились? Ну, что ж, всем спасибо. Будем ждать Деда Мороза к нам в гости на Новый Год.