Лия Боева
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в подводный мир» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в подводный мир»
воспитатель МБДОУ»Детский сад №2
«Солнышко» п. Черноморское
Боева Лия Александровна
Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об обитателях подводного мира.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Путешествие в подводный мир“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- обогатить и активизировать словарь детей существительными: морской конек, рыба-игла, дельфин, щупальца, панцирь; прилагательными: ядовитое, скользкое, длинное; глаголами: плавать, охотиться.
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.
- развивать познавательную активность.
- развивать и активизировать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- формировать коммуникативные отношения между детьми.
- воспитывать доброжелательность. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию природы, желание сохранить ее красоту.
Основная образовательная область - познавательное развитие.
Интеграция с образовательными областями:
- социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, CD с записью звуков моря, голосов дельфинов, плакат с изображением загрязненного моря, контейнер для мусора, краски (на кефире, альбомные листы, кисти, шаблоны морских обитателей.
Ход занятия:
Приветствие:
В: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте возьмемся за руки:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
В: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее путешествие, причем не простое, а… Послушайте, что это? (звучит фонограмма шума моря) Правильно, это шум моря. Посмотрите, какое оно красивое! (слайд с изображением моря) Дети, а что вы можете сказать о море, оно бывает какое?
Д: глубокое, большое, ласковое, спокойное, тихое, теплое и пр.
В: Море,
Я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне. Э. Мошковская
- Ребята, вы знаете, как называется наше море? (Черное море) Правильно, молодцы! А вам бы хотелось побывать под водой, в глубинах нашего черного моря? Открою вам секрет: я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Закройте глаза и повторяйте за мной:
1,2,3 – замрем,
В мир подводный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
(звучит фонограмма моря. Пока у детей закрыты глаза, воспитатель переодевается в золотую рыбку) когда дети открывают глаза, перед ними появляется слайд с изображением морского дна с его обитателями.
З. Р. : Здравствуйте, ребята! Я – Золотая рыбка. Вот вы и оказались в моем морском царстве. Располагайтесь поудобнее в моем волшебном подводном корабле и посмотрите, сколько морских обитателей живет в нашем Черном море!
Загадки и рассказы о морских обитателях по слайдам:
1. Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет, и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок,
Рыбок друг… (морской конек).
З. Р. : Своим хвостиком он цепляется за веточки подводных растений и висит, как игрушка на новогодней ёлке.
2. Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб).
-Тело крабов покрыто прочным панцирем. Как вы думаете, для чего ему нужен панцирь? (выслушиваю ответы детей)
- У крабов десять ножек. Передние ножки - это мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
3. Прозрачная,
Тихонечко себе плывет.
А прикоснешься –обожжет. (медуза)
- У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика. Питаются медузы мелкими рачками и рыбешками. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Щупальца у неё ядовитые и могут вызвать у человека ожог. Так что при встрече с медузой рассмотрите её, полюбуйтесь, но не трогайте её.
4. В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла… (рыба-игла)
-Рыба-игла – удивительная рыба благодаря своей необычной внешности. Игла может цепляться хвостиком за водоросли, чтобы её не унесло течением. Окраска её также схожа с цветом морских растений.
З. Р. : Вот какой интересный и удивительный мир нашего Черного моря! А чтобы вы не устали, я приглашаю вас размяться.
Физкультминутка. Игра «В синем море»
З. Р. : Я буду произносить волшебные слова, и как только назову морского обитателя, вы его пожалуйста изобразите движениями.
В синем море мы бывали,
Краба мы там увидали.
Пять, четыре, три, два, раз-
Покажи его сейчас! (также медузу, дельфина и любую морскую рыбу.) Дети играют под веселую музыку.
З. Р: Поиграли, теперь восстановим дыхание.
Дыхательное упражнение «Волны шумят»
И. П. : сидя на пятках, руки внизу
1-2 – плавно поднять руки вперед, вверх – вдох;
3-4 – плавно опустить руки вниз – выдох ртом со звуком ш-ш-ш.
З. Р. : Ой, послушайте, море заволновалось… (звучит запись шторма) Наверно в моем море случилась беда. Посмотрите:
Как плывут они красиво -
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
- К нам плывут дельфины, и будто жалуются на что-то.
(включается запись «Голоса дельфинов» сначала тихо, затем громко.)
(выставить плакат с изображением загрязненного моря)
-Ребята, случилась беда, посмотрите: на море плавает мусор, бутылки, бумага, консервные банки. Из-за большого загрязнения в море гибнут дельфины, крабы, становится меньше рыбы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря?
Д: Надо очистить море от мусора.
(Дети встают, подходят к плакату снимают мусор, складывают в специальный контейнер)
З. Р. : Молодцы ребята! Сейчас я приглашаю вас пройти в нашу художественную мастерскую и создать свои неповторимые картины с изображением морских глубин Черного моря. Присаживайтесь. Для работы нам понадобятся: альбомный лист сложенный пополам, специальные краски (на кефире, кисти, шаблоны морских обитателей и… фантазия! В нашем подводном царстве мы рисуем не так, как вы привыкли, а кляксами. Вы знаете, что такое клякса? Вот, посмотрите: надо набрать на кисть побольше краски и капнуть на лист бумаги, чтобы получилась большая клякса – вот такая! (показываю) Мы с вами познакомимся с техникой рисования, которая так и называется - кляксография. А перед рисованием разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки плавают, ныряют
В чистой голубой воде
.
То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети подходят к приготовленным заранее рабочим местам, с помощью красок создают морское дно и наклеивают на ещё не высохшую краску шаблоны морских обитателей.) (Во время работы звучит фонограмма «Шум моря»)
З. Р. : Какое красивое и чистое морское дно мы с вами создали! В таком мире подводным жителям будет очень уютно и комфортно. Но вам пора возвращаться, будем с вами прощаться. Подойдите ко мне и закройте глаза:
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад.
Море изменяется.
В нашу группу превращается.
В: Ребята, где мы с вами побывали?
Д. : На дне морском.
В. : Кого мы видели там? (ответы детей)
В. : Вам понравилось наше путешествие? Какие же вы молодцы! Сегодня мы с вами много узнали и многое вспомнили, но мир нашего моря так велик, что нам с вами придётся ещё не раз сюда возвращаться, чтобы найти ответы на непонятные для нас вопросы.