Татьяна Логвянкова
Конспект открытого занятия на усвоение материала за I полугодие в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: I квалификационной категории Логвянкова Т. П.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи:
• Уточнять и обобщать знания детей о подводном мире, о морских обитателях.
• Развивать умение выделять признаки различия между рыбой и млекопитающим животным.
Публикация «Конспект открытого занятия на усвоение материала за I полугодие в старшей группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Закреплять умение находить отличия и сходства по форме, цвету и размеру.
• Развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
• Уточнять и систематизировать знания о свойствах морской воды.
• Продолжать учить детей анализировать и делать выводы.
• Закрепить умение соотносить числительные с существительными, количество с числом.
• Уточнить представления о понятиях «вправо» - «влево».
• Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли.
• Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир».
• Упражнять детей в умении давать ответы полным предложением.
• Закреплять умение придумывать слова на заданный звук "К" на определённую тематику - морскую.
• Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.
• Развивать речевое дыхание.
• Совершенствовать навыки словообразования.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
• Развивать гуманное отношение к окружающему, эмоционально – волевую сферу.
• Поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя,
• Развивать любознательность.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,
Образовательная область: «Физическое развитие»
Программные задачи:
• Развивать мелкую моторику рук.
• Создавать психологический комфорт путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.
Образовательная область: "Художественно -эстетическое развитие"
Программные задачи:
• Закреплять навыки овладения техникой "Пластилинография".
• Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов морских рыб.
• Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и пространственное мышление.
Форма проведения: путешествие.
Раздаточный материалы : пластилин, клеёнки, шаблоны рыб, пайетки, салфетки.
Наглядный материал : заготовка морского дна, картинки "Рыбы", набор для украшения дна: камешки, ракушки, кораллы, водоросли; материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, пищевой краситель, 2 яйца, большая ложка, салфетки, шкатулка.
Технические средства: Проектор, экран, звуковые колонки, видеоклип "Море", презентация "Подводный мир", музыкальное сопровождение
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, детских энциклопедий, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана»,
«Рыбы морские и пресноводные», «Водный транспорт».
Беседы на темы: «Морские обитатели», «Богатства дна морского», «Берегите воду», «Вода вокруг нас», «Обитатели воды – рыбы», «Какого цвета море».
Словарная работа: Батискаф, иллюминатор, млекопитающие, беспозвоночные.
Ход занятия
I - Организационная часть.
Организационный момент.
Вос-ль:
Ребята к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся.
Дети дружно стали в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пока вас не было ребята, я начала рисовать картину "Подводный мир", для детей средней группы. Оказывается, они совсем ничего не знают о подводном мире. А вы знаете?
Ответы детей: Да!
Вос-ль: Ребята, вы много знаете о подводном мире, значит вы наверное, сможете мне помочь закончить эту картину? Поможете? (Да)
Вос-ль: Как хорошо! Только для того чтобы её закончить нам нужно отправиться на юг в подводное путешествие, опустится на самое дно и достать недостающие элементы. Вы согласны (ДА)
Детский сад наш изменился
В море быстро превратился
Слайд №1 " Морской прибой".
- Как вы думаете, что это? (шум моря)
- А что такое море? (большой водоём солёной воды)
- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая? Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.
- Кто из вас видел море?
- На чём можно путешествовать по морю? (лодка, катер, корабль.)
- А на чём путешествуют под водой? (подводная лодка, батискаф)
Вос-ль: Мы будем путешествовать на батискафе.
II - Основная часть
Слайд №2 " БАТИСКАФ"
БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – изготовлены из толстого стекла.
Занимайте места в батискафе. (дети садятся на стульчики)
Когда батискаф погружается вокруг него бурлит вода
Начинаем отсчё т: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!
(дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками и ведут отсчёт)
Начинаем погружение! Пока мы будем погружаться я предлагаю вам провести исследования морской и пресной воды в нашей лаборатории.
Воспитатель: Ребята, перед нами две ёмкости с водой в одной пресная в другой морская. Мы можем посмотреть и определить на вид? (Нет. На вид она одинаковая, прозрачная)
Воспитатель: Тогда, как мы можем определить, какая вода морская или пресная? (Попробовать, на вкус)
Вос- ль: Правильно, мы можем определить на вкус.
А ещё, мы можем провести опыты.
Опыт №1 «Соленая вода плотная и тяжелая»
В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.
В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.
Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не села на дно стакана?
Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности.
Опыт №2 «В морской воде плавать легко»
В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).
Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.
Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться?
Вос-ль: Посмотрите в иллюминаторы. Кто первый встретился нам на пути?
Слайд № 3 "Кит"
Вос- ль: Киты – гиганты среди млекопитающих. Питаются планктоном или мелкой рыбой Голубой кит – самое большое животное, когда-либо жившее на Земле.
Слайд № 4 "Дельфины"
Дети: Дельфины самые дружелюбные животные. Они с симпатией относятся к людям и всегда готовы прийти к ним на помощь. Питаются дельфины рыбками и малюсками.
Вос- ль: Киты и дельфины - морские млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы?
Рассказ ребёнка у доски.
(У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Тело их гладкое у них нет чешуи. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать каждые 15-20 мин, чтобы глотнуть воздух.)
Вос- ль: Давайте подышим, как дельфины. Нужно встать на ноги руки сзади в "замок", распрямить плечи, вдохнуть через нос, задержать дыхание и посчитать на вдохе до "трёх", выдохнуть через рот.
Упражнение на дыхание " Дельфины"
Слайд № 5 "Стайка рыб"
Вос-ль: Какая красивая стайка рыб!
Д/ игра "Поиграй с рыбками"
- Чем рыбки отличаются? (размером, окраской, формой)
- Что у них общего? (есть плавники, хвост, тело покрыто чешуёй, имеют центральную кость - позвоночник; дышат жабрами, появляются из икринок)
Они хотят с нами поиграть.
(работа у доски)
- Посчитайте сколько всего здесь рыбок? ( Дети считают: одна рыба, две рыбы.)
- Сколько рыбок плывёт налево? (сосчитай и покажи цифрой)
- Сколько рыбок плывёт направо? (сосчитай и покажи цифрой)
Вос-ль: Ой, кто - то спугнул рыбок?
Слайд №6" Акула".
Гроза всех рыб из всех морей.
Никто не точит зуб острей.
Вся челюсть – острые ножи.
Ты не боишься? Зря… дрожи!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто эта рыбина? (Акула)
Вос- ль: Это злобная акула. Вы её боитесь? Давайте-ка скорее отсюда уплывём, не хочется попасть в её пасть.
А мы продолжаем погружаться всё глубже здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды.
Вос-ль: Вот мы и добрались до самого дна. Мы можем выйти из батискафа в море? (нет нужно одеть акваланги и гидрокостюмы)
Слайд №7 "Акваланг"
Все умеют плавать? Мы сейчас проверим!
Физминутка
К морю быстро мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Повернулись. на спине
Развернулись все ко мне.
Слайд № 8
- Что вы видите на морском дне? (ракушки, песок, мелкие камешки)
Слайд № 9
- Что растёт на морском дне? (кораллы)
Слайд № 10
- А это что? (водоросли они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету).
- Как вы думаете, почему их называют водорослями? (растут в воде)
Вос-ль: Как раз то что нужно для нашей картины. Возьмём себе немного.
(приклеивают кораллы, ракушки, водоросли на картину)
Здесь, кто - то прячется.
Слайд №11 "Жители морского дна"
Вос- ль: Назовите жителей морского дна (медуза, осьминог, морской конёк, морская звезда, краб, морская черепаха).
Рассказ ребёнка у доски о морском коньке. (Ваня В.)
Вос- ль: Они пришли к нам с хитрыми вопросиками
Игра "Не зевай быстро отвечай"
- На что похожа медуза? (на зонтик)
-Сколько глаз у медузы? (24)
- Как называются ноги осьминога? (щюпальца)
-Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)
- Сколько лап у краба? (10)
- Что не умеет делать морская черепаха?
- Зачем она выходит на берег?
- Назови морские слова начинающиеся на звук "К"(капитан, конёк, краб, корабль, качка,.)
Молодцы, вы справились! Они появляются у нас на картине. (вос- ль приклеивает картинки)
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем обратный отчё т:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!
Вос- ль: Вот ребята мы и вернулись в наш детский сад.
Какая красивая у нас картина, но чего — то здесь не хватает? (рыбок)
Да, рыбок мы их сделаем сами. Но с начало мы подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями)
Рыбке весело играть. (Изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Вос- ль: Рыбок мы будем выполнять в технике - пластилинография.
Показ воспитателя (рисование рыбки пластилином).
Мы будем отщипывать небольшой кусочек пластилина и наносить на трафарет, то есть размазывать тонким слоем, следить за тем, чтобы пластилин ложился ровно, гладко.
Воспитатель: Глазки нам заменят пластилин черного цвета, тонким жгутиком отделяем голову от туловища.
Посмотрите внимательно, а что ещё мы забыли добавить рыбкам? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, чешуйки. А чешуйки нам заменят пайетки. Мы аккуратно будем брать пайетки по одной и вот так друг за другом выкладывать, начиная с хвоста. (дети под музыку выполняют работу)
Дополняем картину рыбками.
III- часть. Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо ребята, вы мне очень помогли! О своих впечатлениях мы должны рассказать малышам и в этом нам поможет наша картина. Вам понравилось морское путешествие? (дети делятся впечатлениями)
Я узнал.
Я научился.
Мне понравилось.
Для меня стало новым.
Меня удивило.
У меня получилось.