надя комарова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Свойства воздуха» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
развивать навыки проведения опытов;
поощрять выдвижение гипотез.
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Свойства воздуха“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Ход занятия
. Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Ход занятия:
-Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
-Как же называется этот дом? (природа)
-Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)
- Какая бывает природа? (живая, неживая)
-А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)
-Что относится к живой природе? (плакат живая природа)
-А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.) (слайд неживая природа)
-Почему мы относим их к неживой природе?
-Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это? (воздух)
-Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
-А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
-Как воздух помогает растениям и животным?
-Кто-нибудь сейчас видит воздух?
-А может, его вовсе и нет?
- Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Итак, отправляемся в лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в научной лаборатории. Давайте разделимся на 3 группы. В каждой группе есть ответственный. Садитесь за столы. (дети садятся)
Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Он везде невидим… Поймать его нельзя!– Как можно его обнаружить? (ответы)
– А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
1. У вас на столах лежат воздушные шарики. Давайте надуем их. Вдохнули, выдохнули, вдохнули, выдохнули. Надули шарики. Скажите, а что находится внутри шарика? (воздух)мы собрали воздух в мешок, в воздушный шар
Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. А теперь давайте выпустим из надутого шара воздух. внимательно наблюдаем и чувствуем как воздух выходит из шара.
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: мы видим воздух? Нет Воздух, невидимый мы видели какого он цвета? бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
2 опыт
-Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
-Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
-А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.
-Что вы заметили (вода не заполняет стакан, а только часть)
-Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду) - Мы видим воздух в стакане?
- Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
3 опыт
-А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
-Что мы видим в воде? (пузырьки)
-Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
-Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой.
Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
Воспитатель: Правильно, воздух – невидимка, воздух легче воды. без которого не было бы жизни на земле. Он необходим людям и животным для дыхания.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
4 опыт
Воздух окружает нас повсюду.
Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?
Дима, есть ли воздух внутри тебя? (Внутри меня нет (есть) воздуха).
Давайте проверим и проведем такой опыт
Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.
Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).
Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)
Так скажи мне, Аня, есть ли внутри тебя воздух? (Внутри меня есть воздух)
Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.
5 опыт
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Воздух не имеет запаха, но может передавать запах предмета. По запаху перенесенному из кухни мы догадываемся, какое блюдо готовят повара. Значит воздух не имеет запаха, но может передавать запах.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу :
Слайд1
-воздух невидимый;
-бесцветный;
-безвкусный;
-без запаха;
-он есть везде;
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Слайд2
-Без воздуха ничто живое не может жить.
-Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
Что же приводит к загрязнению воздуха?
Слайд3
-В каком городе хотели бы вы жить?
Слайд4
-Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Слайд5
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
-Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.
• Поиск
• Главная страница
• Документы ДОУ
• Самообследование ДОУ
• Летне-оздоровительная работа в ДОУ
• Организация приема детей в детский сад
• Идем в детский сад
• Год ЛИТЕРАТУРЫ - 2015
• 45 лет со дня образования Грачевского района
• Методический кабинет Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)