Марина Козлова
Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
конспект комплексного занятия (НОД) по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Ход НОД.
Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Доброе утро, ребята!
Публикация «Конспект НОД „Удивительные свойства воздуха“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Все: «Доброе утро»
Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им тоже
доброго утра.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла
посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
Из коробки вылетает воздушный шар с запиской
Посмотрите, какой красивый шарик, а у него письмо. Я его
сейчас прочту.
«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, разгадав секреты воздуха. А чтобы вам легче было справиться с чарами злого волшебника, я принес вам подсказки, они находятся на дне коробки».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же за подсказки принес нам шарик.
Воспитатель достает из коробки карточки с символами, потом
фартук и шапочку
Воспитатель. Ребята, когда мы используем фартук и шапочку?
Дети. Мы надеваем шапочку и фартук, когда занимаемся экспериментами
в нашей детской лаборатории.
Воспитатель. Правильно. Значит, шарик просит нас отправиться в нашу
детскую научную лабораторию. А на чем мы туда отправимся?
Достает из коробки парашют
На волшебном парашюте!
Ну, что, ребята, поможем шарикам вновь наполниться воздухом?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в нашу детскую лабораторию на
волшебном парашюте.
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: Давайте встанем все в круг, возьмемся
за края и отправимся в путь.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную лабораторию.
Надеваем фартуки шапочки, и прежде чем преступить к нашим
исследованиям, давайте вспомним правила поведения в
лаборатории:
1. Нельзя шуметь, толкаться, пробовать на вкус.
Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух?
Почему мы называем его невидимкой? Какой он?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу
вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в
нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему?
(потому, что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
(там воздух).
Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Дети: Видим.
Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Дети: Прозрачный
Воспитатель: А теперь, я возьму острую палочку и осторожно проколю
мешочки.
Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что, вы, чувствуете? (ответы детей)
Вывод: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство первое свойство. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, которые нам принес шарик. («Перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)
ОПЫТ№ 2 «Воздух занимает место»
Воспитатель. У нас на столе есть стакан, на дне которого я сейчас закреплю салфетку. Как вы думаете, если я сейчас опущу перевернутый стакан в воду, намокнет ли салфетка?
(предположения детей)
Давайте проверим. Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду.
стакан обязательно нужно держать прямо и опускать
пока он не коснётся дна).
Теперь я его вытащу, и мы посмотрим на салфетку. Намокла ли она?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да салфетка осталась сухой, так как в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан (несколько детей повторяют опыт).
А теперь я опущу стакан снова, но уже чуть наклонив его. Что мы с вами видим?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. А что это значит?
Дети. Воздух стал выходить из стакана. Вода заняла место воздуха и наша
салфетка намокла.
Вывод: Ребята, мы можем сделать вывод, что воздух занимает место.
Вешаем карточку – символ.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте узнаем, имеет ли воздух запах.
Что для этого нам надо сделать?
Дети. Понюхать.
Воспитатель. Давайте сделаем глубокий вдох через нос и понюхаем. Пахнет?
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно, воздух не пахнет. Но он может переносить запахи других предметов. Закройте глаза и еще раз вдохните, понюхайте, чем пахнет?
Дети. Апельсином
Вывод: Воздух не имеет запаха, он переносит запахи других предметов.
Вешаем на доску карточку с символом. (Перечеркнутый нос)
ОПЫТ № 3 (Воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем нам с вами нужен
воздух? (чтобы дышать).
Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?
(плохо).
Значит, для чего нужен воздух?
(чтобы дышать и жить).
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Человеку воздух необходим для дыхания.
1. Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Кому
нужен воздух?». Я вам раздаю карточки.
Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы
Посмотрите на них внимательно. Перед вами две корзины. Около одной корзины лист, на котором изображен воздух, а возле второй – лист на котором его нет. А сейчас я вас хочу попросить разложить ваши картинки по очереди в корзины.
Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву,
цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен, называется неживая природа.
Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому».
Опыт №4. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Мы теперь знаем, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно есть
ли воздух внутри нас? Чтобы это доказать, давайте присядем за столы.
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох
и подуйте в нее. Что происходит? (выделяются пузырьки)
Воспитатель: Почему появились пузырьки?
Дети (потому, что когда мы дышим, воздух находится у нас внутри.)
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Но только ли в нас
есть воздух?
Возьмем два апельсина, один мы почистим, а второй нет, и опустим их в миску с водой. Ребята, что мы с вами наблюдаем?
- Очищенный апельсин опустился на дно, а неочищенный плавает и не тонет.
Как вы думаете почему?
- В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: С помощью этих экспериментов мы доказали, что воздух есть внутри
всего живого. Это еще один секрет воздуха. (Изображение человека,
апельсина)
ОПЫТ №5 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух перемещаться?
Давайте проверим. Ребята, у меня есть воронка которая, как мы
уже знаем, имеет узкую часть и широкую. Посмотрите, воронка пустая, но на самом деле в ней воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку широкой частью в воду. Посмотрите, по мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? (ответы детей)
Вода заполняет воронку и вытесняет воздух, который в свою очередь переместился в шарик. Давайте завяжем шарик ниточкой и снимем его с воронки. В шарике воздух, который переместился из воронки.
Вывод: Значит, воздух может перемещаться. (изображение ветра)
Воспитатель. Ребята, а какое явление природы мы называем движением
воздуха?
Дети. Ветер
Воспитатель: Отметим с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру
дерево»)
Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет воздуха. И это была последняя
подсказка нашего шарика. Это значит, мы разгадали все секреты
воздуха и нам пора отправляться назад. Давайте встанем все
снова в круг, возьмемся за края парашюта и отправимся в
обратный путь.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Дети идут по кругу, держась за «парашют», поднимая и опуская его.
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. А нас уже поджидает наш шарик с письмом: «Ребята, огромное спасибо за вашу помощь. Вы помогли всем моим друзьям и жителям нашей страны победить злого волшебника. И в благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарок. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.
Итог НОД:
Воспитатель. Ребята, наше путешествие в детскую лабораторию подошло к концу, мы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладает воздух и поиграем в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, свойства воздуха.
Воспитатель. Какой опыт вам показался интересным больше всего? Вам понравилось наше путешествие?
И в заключении Ульяна нам расскажет стихотворение о воздухе.
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет,
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Торой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Дети: Везде