Надежда Миловидова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:- развитие познавательной активности;
- расширение представлений детей о бумаге и её свойствах.
Программное содержание:
• развивать умение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе опытов и экспериментов:
• познакомить детей с историей создания бумаги;
• познакомить детей со способом производства бумаги;
• развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Путешествие в мир бумаги“» размещена в разделах
• обогатить речь детей словами, связанными с историей создания бумаги : береста, папирус, настенная живопись;
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира; взаимопомощь и умение выслушивать товарищей;
• развивать речь детей, умение правильно строить предложения.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, образцы бумаги (картон, газетная бумага, тетрадная, ножницы, ёмкость для воды, фотографии, бумага из макулатуры, гуашь, кисти.
Ход ООД:
Вводная часть.
Воспитатель: ребята, сегодня вас ждёт необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там заметку кладёт.
-Что это? (бумага)
Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги. Раньше, очень-очень давно бумаги не было. А что же было вместо неё? На чём люди писали? (ответы детей)
Основная часть.
Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.
Вы хотите проводить исследования, разгадывать загадки истории?
Тогда сегодня мы будем юными исследователями. (Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)
В давние–давние времена древние люди оставляли свои послания на скалах в виде рисунков. Такие послания называются наскальной живописью. - в Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Буквы эти были в виде клиньев. Поэтому и письмо такое называлось клинописью. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)
- в Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Листья папируса скручивали и хранили в специальных капсулах. Длина склеенных полос достигала 40 метров. Так продолжалось долгое время.
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги. Но для изготовления книги требовалось целое стадо животных. Поэтому и книги из пергамента были очень дорогие.
- А на Руси писали на березовой коре – бересте. По сравнению с пергаментом и папирусом береста была более дешёвым материалом и более доступным. Её специально подготавливали, шлифовали. Буквы на бересте выдавливали заостренной палочкой, сделанной из кости, дерева или металла. Такие письменности назывались берестяными грамотками.
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу? (из бамбука)
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
Давайте посмотрим небольшую презентацию о том, как изготавливают бумагу у нас в России и в Карелии. (показ презентации).У нас в Карелии есть целлюлозно-бумажные комбинаты в трё х городах: в Кондопоге изготавливают газетную бумагу, в Сегеже бумагу для мешков, упаковок, в Питкяранте получают целлюлозу для изготовления бумаги. Когда-то в нашем соседнем посёлке Ляскеля тоже работала бумажная фабрика, на которой делали обойную бумагу. К сожалению, она давно закрыта.
(Педагог демонстрирует презентацию"Бумага в нашей жизни")
-ребята, знаете ли вы, какие существуют виды бумаги и для чего они предназначены?
- У вас на столах образцы различных видов бумаге. Я буду называть вид бумаги, а вы мне покажете свой образец бумаги и расскажете,для чего она предназначена.
1. Газетная бумага (для книг, газет и журналов).
2. Тетрадная бумага (для изготовления тетрадей).
3. Картон (для изготовления коробок, открыток, обложек).
4. Цветная бумага (для аппликации).
5. Альбомная бумага (для рисования).
6. Обойная бумага (для изготовления обоев).
7. Фотобумага (для печатания фотографий).
8. Бархатная бумага (для ручного труда и поделок)
9. Салфетная бумага (гигиеническое назначение)
10. Копировальная бумага (для копирования текстов, рисунков).
-Бумага-это удивительный материал, с ним мы стакиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.
- А сейчас я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила работы в экспериментальном центре. (не шуметь, не мешать друг другу, уметь выслушивать суждения и высказывания товарища, соблюдать технику безопасности).
-Ребята, что вы уже знаете о свойствах бумаги (она мнётся, рвётся, режется, горит).
Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить её отличие.
• сминание. Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте смять каждую из них. Какую бумагу легче всего смять? Почему?
• разрезание. Какая бумага режется легче? Почему?
• разрывание. Какую бумагу легче разорвать? Почему?
• намокание. Выводы аналогичные.
Вывод. Бумага рвётся, мнётся, режется и намокает по-разному. Лучше всего мнётся, рвётся и намокает -газетная, т. к. она тоньше других. Картон- самая толстая и прочная бумага, поэтому из неё и делают коробки,различные виды упаковок и обложки.
(дети садятся на стульчики)
-Разные виды бумаг окружают нас повсюду. На изготовление бумаги идёт много усилий, поэтому бумагу надо беречь.
Бумагу делают и деревьев. Деревья выделяют кислород, им дышат люди, животные и растения. Так же деревья являются жильём для многих птиц, животных и насекомых. Деревья имеют лечебные свойства. Если исчезнут деревья, то погибнет всё вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Кто знает, что такое макулатура? Это использованная, ненужная бумага. Я дома попыталась сделать новую бумагу из старых газет и из использованной бумаги для принтера. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом фотографий).
Сначала я порвала газету и бумагу на мелкие кусочки.
Затем залила эти кусочки тёплой водой и перемешала блендером.
Получилась кашица.
Эту кашицу я вылила на сетку, разровняла и положила её на пищевую плёнку, сверху укрыла вторым слоем плёнки.
Утяжелила грузом и оставила на некоторое время.
Затем аккуратно сняла с сетки и просушила. (сушить можно феном или на электродуховке). У меня получилась новая бумага. (показать образец).
Физминутка. «Бабочки»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой умылась Давайте немного отдохнём.
, два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела,
На четыре- полетела.
У реки становилась и изящно закружилась.
-У вас на столах есть небольшие образцы моей бумаги. Предлагаю вам превратить их в таких же бабочек. Дети вырезывают бабочек и украшают их гуашью.
- Наше путешествие в мир бумаги подошло к концу. Дети делятся впечатлениями, делают вывод.