Ирина Новикова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в мир предметов. Свойства материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в мир предметов, Свойства материалов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
1. Образовательно-познавательная задача : научить детей последовательно рассматривать предметы быта, отвечать на вопросы воспитателя, закрепить названия и назначение предметов быта.
познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении предметов; воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.
Методы и приемы: сюрпризный момент (волшебный сундук, музыкальное сопровождение, беседа художественное слово, поощрение, указание.
Словарная работа: деревянный, активизация прилагательных.
Оборудование: сундук, различные предметы сделанные из металлов, шерсти и дерева; раздаточный - деревянный кубик, неокрашенный и деталь металлического конструктора, металлический кувшин, деревянная ложка, деревянная шкатулка коврик, варежка; картинки: овечка, кубачинские кувшины и браслеты, шкатулка.
Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны.
Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть исследователями. А исследовать мы будем различные материалы.
Воспитатель: Как называются вещи, которые мы надеваем на себя? (одежда)
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: (зима)
Воспитатель: Какую одежду мы носим зимой?
Дети: (теплую)
Воспитатель: Как по-другому можно назвать одежду, которую мы носим зимой?
Дети: (зимняя)
Воспитатель: Скажите, из какой ткани шьют теплую, зимнюю одежду?
Дети: (из шерстяной)
Воспитатель: А варежки, шапки, носки из чего вяжут?
Дети: (из шерсти)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поближе познакомимся с шерстью.
Воспитатель: (выставляет изображением шерсти и дает посмотреть и потрогать кусочек шерсти). Посмотрите, шерсть какая?
Дети: (теплая, мягкая, воздушная, пушистая, легкая)
Воспитатель: А вы знаете, чем шерсть была раньше?
Дети: (одеждой для овечки, шубкой овечки, покрывало тело животных)
Воспитатель выставляет картинку овечка
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Воспитатель: Скажите-ка мне что можно изготовить из шерсти, состриженной с одной овечки?
Дети: (носки, свитер, варежки, шапку)
.Воспитатель Шерсть состоит из чего?
Дети: (из волосков)
Воспитатель: Давайте вспомним, что с шерстью делают на комбинате?
Дети: (шерсть стирают, красят, разглаживают, сушат, изготавливают нити, ткань
Воспитатель. Правильно. А у нас в Дагестане в Табасаранском районе издавна ткут из шерсти ковры. Это называется ковроткачество. А на каком станке их ткут в селах Дагестана.
Дети. На ткацком станке.
Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий. А для чего ковры в доме?
Дети. Для украшения дома и тепла.
А для чего мы одеваем теплые вещи?
Дети. Для того чтобы не мерзнуть зимой.
Повторите ребята что вы узнали о шерсти, какая она?
Дети. Теплая, мягкая, пушистая.
А это предмет вам тоже знаком.
Дети Да. Это люлька, В ней укладывают спать малышей.
Из чего она сделана?
Дети. Из дерева.
Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. В Дагестане многолесов, богатое разнообразие деревьев (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др., эти деревья хорошо поддаются обработке, их примененяют для изготовления деревянных изделий, которые используют в быту дагестанцев: диваны, скамьи, табуретки, сундуки, детские люльки,предметы быта, являющиеся принадлежностью каждого горского дома, - мерки, подойники, солонки, ступки, корыта для теста, подносы на трех ножках.
Высоко в горах Дагестана находится уникальное селение, в котором живут, трудятся и творят свои удивительные изделия лучшие мастера декоративно-прикладного искусства. Одним из традиционных видов является художественная обработка металла, непревзойденным центром которого считается селение мастеров Кубачи.
Современные кубачинские мастера ассортимент кубачинскихизготавливают различные серебряные изделия :ювелирные украшения, столовое серебро (ложки, бокалы, чарки, стопки, рюмки, кувшины, тарелки, блюда и пр., парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы, различные декоративные предметы (шкатулки).
С помощью гравировки мастера наносят на изделие орнамент. Он в основном состоит из растительных мотивов, цветков, ветвей, листочков полностью покрывая изделие пышным узором извивающихся элементов и завитков, связанных между собой.
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, чтобы узнать новые свойства этих материалов и сравнить их.
Воспитатель: У вас на столах лежит один предмет из дерева и один – из металла. Давайте вспомним некоторые свойства дерева и металла, о которых мы говорили в прошлом году (ответы детей).
Воспитатель: Если вы проведете металлической пластинкой по деревянному кирпичику, что произойдет? (на деревянном кирпичике останется след, а если сделать, наоборот, на металлической пластинке останется след? (Дети проводят исследования предметов и делают свои выводы).
Да ребята, металл тверже дерева, дерево мягче металла.
Воспитатель: Подумайте, как человек может использовать эти свойства при изготовлении предметов (предположения детей).
Воспитатель: Если вам надо сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? Почему?
ВЫВОД: металл он твердый, прочный, им можно резать.
А что можно сделать из дерева при помощи ножа? (ответы детей).
Воспитатель: А какие предметы можно сделать из металла? (ответы детей).
Воспитатель: Возьмите в одну руку металлический предмет, а в другую деревянный. Какой из них теплее? (выводы детей).
Воспитатель: О каких качествах дерева и металла вы можете сказать?
ВЫВОД: дерево теплее, металл холоднее.
Воспитатель: Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой металл вы выберете? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах стоять стаканы с водой, а на подносе лежит металлический шарик и деревянный кубик. Вспомните, что произойдет с предметами, если их опустить в воду? (ответы детей)
А что можно сделать из дерева при помощи ножа? (ответы детей).
Воспитатель: А какие предметы можно сделать из металла? (ответы детей).
Воспитатель: Возьмите в одну руку металлический предмет, а в другую деревянный. Какой из них теплее? (выводы детей).
Воспитатель: О каких качествах дерева и металла вы можете сказать?
ВЫВОД: дерево теплее, металл холоднее.
Воспитатель: Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой металл вы выберете? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах стоять стаканы с водой, а на подносе лежит металлический шарик и деревянный кубик. Вспомните, что произойдет с предметами, если их опустить в воду? (ответы детей)
Воспитатель: Какие свойства дерева и металла мы сейчас наблюдали?
(ответы детей).
Воспитатель: Как человек использует эти свойства? Если вы захотите сделать лодочку, что вы возьмете, дерево или металл? Почему? (ответы детей).
ВЫВОД: дерево не тонет, а металл тонет.
Воспитатель: Какие еще свойства дерева и металла люди используют? Воспитатель: Как вы думаете, почему спички делают из дерева, а не из металла? А кастрюли делают из металла, а не из дерева?
Воспитатель: Да у дерева есть еще одно свойство – оно горит, а металл не горит. Поэтому можно поставить на огонь металлическую кастрюлю. Игра «Горит, не горит»
Чтобы сделать кагого- нибудь материала предмет, надо приложить много труда. Наши дагестанские мастера очень трудолюбивы.
Есть даже пословица: «Труд и терпенье - превращаются в золото»
-Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.