Елена Скороделова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для МО по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
«Путешествие по математическим островам»
Цель: формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять детей в делении круга, квадрата на 4 равные части, показывать вторую, четвертую части. Закрепить представление об отношении целого и части.
Упражнять детей в освоении состава числа 6 из двух меньших чисел.
Совершенствовать прямой и обратный счет в пределах первого десятка.
Уточнить знания о последовательности дней недели, упражнять их в назывании.
Продолжать учить сравнивать смежные числа, используя знаки < > =
Систематизировать знания о геометрических фигурах.
Закрепить навыки ориентировки в пространстве на слух.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы
Развивающие:
Развивать умение детей соотносить цифру с количеством предметов.
Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Развивать логическое мышление, внимание память.
Воспитательные:
Вызывать у детей интерес к математике.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, вырабатывать выдержку, умение выслушивать ответы своего товарища.
Средства:
Предварительная работа: беседы о путешествиях, чтение сказок, рассказов о путешественниках, просмотр иллюстраций, мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», «Кораблик», «Катерок», дидактические игры и игровые упражнения с математическим содержанием: «Рассели жильцов», «Математические цветочки», «Чудесный мешочек», «Целое и часть», «Математические пазлы», «Числовые домики», «Собери фигуру», игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и другие, решение математических задач в стихах, подвижная игра «Живая неделя», сочинение сказок о цифрах и геометрических фигурах, изготовление карты островов.
Материалы и оборудование:
Оборудование: ноутбук, телевизор, макет корабля, пальма, бинокль, сундук, 3 обруча
Демонстрационный материал: карта островов, компьютерная презентация, схема постройки дома, карточки с цифрами.
Раздаточный материал: карточки с цифрами и предметами, наборы геометрических фигур, билеты на корабль, медали для детей
Методические приемы: компьютерная презентация, игровая мотивация, имитация движений, поиск клада, использование карты, вопросы к детям, пояснения, указания, педагогическая оценка, поощрение, игровые упражнения.
Ход деятельности
1. Организационный момент
Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня на улице замечательный солнечный день и поэтому у меня очень хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Подставляйте свои ладошки и ловите его (дети протягивают ладошки, я сдуваю со своих ладоней настроение). Поймали? А теперь и вы поделитесь своим хорошим настроением с нашими гостями.
2. Ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике в группе мы с вами обнаружили карту. Как вы думаете, кто ее прислал? (ответы детей)
Раздается звук пришедшего электронного письма
Посмотрите, ребята к нам и на электронную почту пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно?
Слайд 1 (видео обращение царицы Математики)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я королева далекой сказочной страны Математика. Это я прислала вам карту и хочу, чтобы вы совершили путешествие по островам моего Королевства. Вас ждут незабываемые приключения и интересные задания».
В. Ребята, хотите совершить путешествие по математическим островам?
В. Как вы думаете, ребята, на чем можно добраться туда?
Ответы детей
В. Чтобы узнать на чем мы поедем надо отгадать загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (корабль)
Наш корабль немного необычный. Что необычного вы увидели? Правильно, ребята, наш математический и вместо названия у него номер 6. Возьмите билеты и займите места в каюте согласно купленным билетам.
Игра «Математический корабль» (Закрепление состава числа в пределах 6)
В. Поднять якорь. Полный вперед!
Слайд 2 (кораблик, плывущий по волнам шум волн или запись песенки о кораблике)
В. Ребята, чтобы нам с вами было не скучно в пути, давайте поиграем.
Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Слайд 3 (остров с цифрами - Цифроград)
В. Прямо по курсу вижу остров. Но мы не можем причалить к нему, пока не узнаем, как он называется?
Посмотрите, кто живет на этом острове? Как вы думаете, как может называться этот остров, если на нем живут цифры?
В. Молодцы, ребята. Это остров Цифроград и правит там наша знакомая принцесса Циферка. (сходим на берег)
Слайд 4 принцесса Циферка
«Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас у себя в гостях. Жители моего острова очень любят игры и хотят с вами поиграть»
В. Ребята поиграем в игры с цифрами?
Игровое упражнение «Цифры и предметы» (игра на соотнесение числа и количества предметов)
Ц. Молодцы, ребята.
Игра «Расставь знаки»
Дети делятся на пары при помощи кубиков с цифрами и находят место за столом, расставляют знаки в карточки.
В. Почему ты… поставила знак больше» (потому что восемь матрешек больше чем пять кукол)
Слайд 5 (плывущий кораблик)
В. Нам снова пора в путь. Занимаем места на нашем корабле. Поднять якорь. Полный вперед! Внимание, ребята, наш корабль попал в шторм. Держитесь крепче.
Слайд 6 (остров в виде геометрической фигуры)
В. Внимание! Прямо по курсу вижу еще один остров. Посмотрите внимательно, какую фигуру напоминает вам остров?
Как вы думаете, кто может здесь жить? (ответы)
Правильно, ребята. Это остров геометрических фигур и правит на нем принц Геометрик.
(раздается сигнал сос)
В. Ребята, что это за звук? (ответы детей). Наверное, с жителями этого острова случилось несчастье и им нужна наша помощь.
Слайд 7 Принц Геометрик
Принц Геометрик «Ребята, сильный шторм и ураган разрушил дома наших жителей. Помогите нам их построить»
Игра «Построй дом» (блоки Дьенеша)
Дети с помощью карточек подсказок находят свою фигуру, делятся на две группы по одному признаку и строят дома каждый по своей схеме.
В. Какие фигуры вы использовали для постройки своего дома?
П. Спасибо вам, ребята за помощь. Жители моего острова хотят с вами поиграть.
Игра «Найди домик»
В. Как называется ваша фигура? Сколько фигур должно быть в вашем домике. (ответы детей)
В. Нам снова пора в путь. Занимаем места на нашем корабле. Поднять якорь. Полный вперед!
Слайд 8 (плывущий кораблик)
Слайд9
В. Вижу остров. Этот остров состоит их 7 маленьких островов. Как вы думаете, кто может жить на этом острове? (Дни недели)
Игра «Дни недели» (с клубком)
Слайд 10 пиратский корабль
В. Ребята, посмотрите, к берегу причаливает пиратский корабль.
Слайд 11 (пират)
Пират: Ребята, помогите, нам пожалуйста, решить задачу.
Капитан и три пирата
Прибыли на остров клада.
С судна на берег сошли,
Якорь золотой нашли.
Стали поровну делить –
Да не знаем, как нам быть
В. Ребята, объясните пирату, как можно разделить предмет на равные части.
Игра «Целое и части» (круг, квадрат)
Возьмите по одной геометрической фигуре.
-Какая фигура у тебя….? А у тебя….? (у меня большой синий квадрат, у меня маленький красный круг)
- … у тебя целый круг или его половина? (у меня целый круг)
-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на 2 равные части? (ее надо разделить пополам)
-Покажите, что у вас получилось?
-Что получилось из твоей фигуры….? (у меня получилась половина круга)
-Как вы думаете, ребята, можно ли вашу фигуру разделить на 4 разные части?
-Как это Можно сделать, ?
-Что у тебя получилось у тебя? (у меня получилась четвертинка круга)
-Как ты думаешь…., что больше целый круг или его половина?
-Как ты думаешь…., что меньше целый круг или его четвертинка?
П. Спасибо ребята. За то, что вы нам помогли, я открою вам секрет. На необитаемом острове мы зарыли сокровища. Найдите их по этому плану, и возьмите себе. (отдает детям план острова)
В. Ну что ребята, наш курс лежит на необитаемый остров? Тогда в путь.
Слайд12 (кораблик)
Слайд 13 необитаемый остров
В. Вот мы с вами и на необитаемом острове. Вперед за пиратским кладом.
Игра на ориентировку по карте.
Дети находят сокровища (сундук с медалями «Юному математику» и монетами из шоколада)
Слайд 14 кораблик
Слайд 15 фото детского сада
Их встречает корреспондент с микрофоном. (Ребенок берет микрофон и “превращается” в корреспондента)
- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Солнечный вестник”. Я очень рада вас всех видеть, таких довольных и счастливых!
- Где вы были?
- Кто живет в математической стране?
- Какие задания вы выполняли?
- Что вам понравилось?
- Еще хотите побывать в этой стране?
- Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего. На память я вас сфотографирую!