Светлана Игуменщева
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «тайны песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Тайны песка»
Цель:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы.
Задачи:
1. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
2. Стимулировать желание делать самостоятельно умозаключения по результатам опытов, проявлять интерес, активность в познании нового.
2. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая правила и следуя указаниям взрослого.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „тайны песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Воспитывать умение проявлять взаимопомощь и поддержку.
Оборудование: песок разного цвета, листы бумаги, лупы, микроскоп, лопатки, воронка, вода в мерных стаканчиках, коробка, трубочки, весы, ложка мерная, фильтр для воды, тазик с мокрым песком, песочные часы.
Словарная работа: Расширить словарный запас детей: слова «дюны», «песчаник», «экспериментаторы», «земснаряд».
Ход занятия
Введение.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
(дети приветствуют гостей).
Ребята, к нам в детский сад пришла посылка, а в ней письмо, дети северного полюса просят о помощи к ним попала баночка с неизвестным веществом. Они не могут разгадать что это? Давайте посмотрим что там? Здесь какое-то зашифрованное задание? Разгадаем?
- 1. Назовите второй звук в слове (опыт)
- 2. Назовите первый звук в слове(ель)
- 3. Назовите первый звук в слове(сок)
- 4. Назовите четвертый звук в слове (воронка)
- 5. Назовите последний звук в слове (урок)
(Выкладываем полученное слово.)
- Как вы думаете, для чего нужен песок? (для игр детей в песочнице, в строительстве, в цветоводстве, в производстве стекла, для укрепления здоровья ходить босиком по песку, рисовать на песке, создавать песочные скульптуры, песочные часы, посыпают песком дорожки в гололед).
- Где его можно встретить? (на пляже, в пустыне, на детской площадке, во дворе дома, на дороге, в аквариуме и др.)
- А откуда появился песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.)
- Молодцы, как много вы знаете! А что ещё вы хотели бы узнать о песке?
- Чтобы ответить на них, я предлагаю вам отправится в нашу лабораторию.
Практическо- исследовательская часть.
Наденьте специальную одежду. Вы будете младшие научные сотрудники, а я ваш научный руководитель.
А теперь вспомним о правилах поведения в лаборатории
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать научного руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.
4. После каждого опыта делать- вывод.
- Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.
Опыт №1 «Состав песка»
- Ребята, а весь ли песок одинаковый в природе? (нет).
- Я предлагаю вам рассмотреть его.
- Скажите, какими приборами можно это сделать песок (с помощью лупы и микроскопа).
- Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего он состоит?
(из маленьких песчинок, которые отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы).
- Скажите, какого цвета бывает песок? (белый, желтый, красный, серый).
- От чего зависит цвет? (от минералов, из которых он состоит).
- Ребята, где же добывают песок? (в карьере, в море, в реке).
- Кто из вас знает, как называется машина, которая достает песок со дна водоема? (земснаряд)
- Как вы думаете, чем отличается друг от друга песок, добытый в разных местах? (размером, формой песчинок).
- Какой можно сделать вывод благодаря этому опыту? (весь песок разный по цвету, состоит он из маленьких песчинок, которые не прилипают друг к другу).
Хорошо давайте это отметим карточкой в нашем журнале.
Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка»
- Ребята, а какими свойствами обладает песок? А давайте проведём опыт с сухим песком.
- Возьмите лопатку и медленно высыпайте песок струйкой в воронку так, чтобы он падал в одно и тоже место. Мы видим, что песок расплывается, не держит форму. Как вы думаете, почему? (Между песчинками находится воздух. Из-за этого они не скреплены друг с другом, каждая передвигается сама по себе).
Так каким свойством обладает сухой песок? (сыпучестью)
- Что мы можем сделать, чтобы изменить это свойство песка, что бы песчинки стали слипаться? (добавить воды).
- Добавьте воды и попробуйте посыпать струйкой этот песок. Получается? А почему? (потому что между песчинками мокрого песка находится вода и она склеивает песок).
- В результате этого опыта какой мы можем сделать вывод? (сухой сыпется, но не держит форму, мокрый песок пересыпать струйкой нельзя, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет.)
Карточкой в журнал.
Опыт №3 «Липкий песок»
-А можно ли сохранить фигурку песка на более долгое время?
-А каким образом можно это сделать (склеить между собой)
- А здесь у меня приготовлен цветной песок смешанный с клеем.
Давайте попробуем вылепить ком, из простого мокрого песка и цветного с клеем. И оставить его до высыхания. Прекрасно получилось. Молодцы!
Посмотрите, какие красивые постройки из песка можно делать. Просмотр на компьютере.
- Я хочу вам показать необычный песок. Потрогайте его, взвесьте на руке. Этот песок спрессован, он тяжелый и превратился в камень. Называется он песчаник. На что он похож, где можно использовать такую красоту? (Для украшения цветников).
- В пустыне часто дуют сильные ветра, которые переносят песок с места на место. Как вы думаете, ветер переносят сухой песок или мокрый? Почему сухой? (потому что у сухого песка песчинки не прилипают друг к другу). Ребята ветер перегоняя песок с места на места образует дюны.
Игра «Ветер в пустыне».
По сигналу «южный ветер» дети-песчинки» летят в одну сторону, по сигналу «северный ветер» «песчинки» летят в обратную сторону, по сигналу «тихо» образуют дюны.
Опыт №4 «Сухой или мокрый песок тяжелее?»
- Ребята, как вы думаете, какой песок тяжелей: сухой или мокрый? А почему? Я предлагаю вам проверить это утверждение и взвесить песок на весах.
- Почему мокрый песок тяжелее сухого? (В сухом песке между песчинками находится воздух, в мокром песке между песчинками находится вода. А мы уже знаем, что вода тяжелее воздуха).
- Какой вывод можно сделать благодаря этому опыту? (Мокрый песок тяжелее, потому что в нем есть вода, которая тяжелее воздуха).
Карточку в журнале.
- Опыт №5 «Фильтрация воды»
- Посмотрите, у вас стоят стаканчики с мутной, грязной водой. Давайте пропустим эту воду через наш песок в другую посуду (на дне воронки кусочек губки и песок).
- Сравните отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? (Вода стала чище, прозрачнее.)
Какой можно сделать вывод? (Песок очищает воду)
- Да, ребята,песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки и прадедушки.
Карточка на газету.
Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»
- Ребята мы с вами вспомнили, что из песка можно лепить фигуры, делать постройки.
- А что еще мы можем создать с помощью песка (картины)
- Молодцы вот и вам предлагаю сделать свою песочную картину.
- Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок
- Какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!
- Какие, у вас получились замечательные рисунку.
Я предлагаю их поместить в журнал и отправить детям на северный полюс, они многое из него узнают о песке и о его свойствах.
Заключительная часть
- Ребята, что нового сегодня вы узнали о песке?
- Как называются горы песка, нанесенные ветром в пустыне?
- Какая машина достает песок со дна водоема?
- Как называется спрессованный песок?
- О каком объекте неживой природы хотели бы вы больше узнать на следующем занятии?
- Все вы меня сегодня порадовали своими знаниями, внимательностью, хорошим поведением. Вы были настоящими исследователями, экспериментаторами. Спасибо вам!