Ольга Бирюкова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мы едем в магазин»
Тема занятия, направление образовательной деятельности:
Ознакомление с окружающим миром «Мы едем в магазин»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Программное содержание:
Формирование навыков совершения покупок в магазине;
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Закрепить знания о видах магазинов, отделах в продовольственном магазине, правилах покупки;
Создать условия для приобретения опыта обращения с денежными знаками;
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Мы едем в магазин“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Конспекты занятий
- Магазин. Профессия продавец
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
воспитывать культуру общения, умение вести себя в общественных местах;
Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки;
Коррекция мышления, речи.
Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.
Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.
Введение новых слов: торшер, товаровед.
Место проведения, оборудование занятия :
Изо студия
Прилавки магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); кассы 4шт., кошельки, муляжи монет достоинством 1р, 2р., 5р., 10р., сумки для покупок, тележки 2шт., корзинки 2 шт., товары бытовой химии, фрукты, овощи, хлебо-булочные изделия, игрушки, презентация, проектор, стулья по количеству детей, стол 4шт.
Демонстрационный материал: вывески с названиями отделов (4 шт., презентация по теме
Раздаточный материал: муляжи монет достоинством 1р, 2р., 5р., 10р. ,
Предварительная работа с детьми: беседа «Мы идем в магазин», разучивание стихотворений про виды магазинов, игровое занятие «Что такое деньги», Методические приемы: игровой, словесный, практический, наглядный
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями)
Сегодня я предлагаю Вам вместе с нашими гостями отправится в путешествие. А вот куда мы пойдем, Вы узнаете, отгадав загадку.
Нужно хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы скорей берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в … (магазин)
Воспитатель:
Правильно, это магазин.
Ребята, что такое магазин? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Магазин – это специальное здание, помещение, предназначенное для продажи товаров.
Воспитатель:
А за чем ходят в магазин? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы совершать различные покупки. Вот и я предлагаю вам отправиться за покупками.
Сегодня мы с вами вспомним, какие бывают магазины, какие отделы в них находятся, побываем в роли покупателей.
Воспитатель:
Ребята, кто такие покупатели?
(ответы детей)
Покупатели – это люди, которые покупают товары
Воспитатель:
Что такое товар? (ответы детей)
Товар - это все то что продаётся и покупается в магазине.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Мы с вами немного поговорили о магазине, вспомнили кто такие покупатели и что они покупают, а сейчас я Вам расскажу, как появились первые магазины. Внимание на экран!
Демонстрация презентации «История возникновения магазинов»
2й-3й слайд:
Впервые слово «магазин» появилось в нашем языке в начале XVIII века и обозначало хранилище оружия. Магазином называли и сами запасы, и здание или помещение, где они хранились, амбары с зерном, и даже ящик для багажа в задней части кареты.
4й слайд
В 1797 году было разрешено иметь небольшие лавки при жилых домах. Магазины и лавки могли посещать только богатые люди, покупая там предметы роскоши.
5й слайд
В июне 1963 года в пригороде Парижа был открыт первый гипермаркет.
Гипермаркет, суперма ркет — крупный магазин по продаже полного ассортимента продуктов питания, напитков, а также предметов домашнего хозяйства по форме самообслуживания.
Сначала гипермаркеты были, в основном, продовольственными магазинами, но постепенно товарный ассортимент стал расширяться.
6-7-8 й слайды:
Сегодня это огромные торговые комплексы, где установлено новейшее торговое и холодильное оборудование.
Воспитатель:
Ребята, а что можно купить в магазинах?
(Ответы детей хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, мячик, рис, бананы, диван, и др.).
Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно.
Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся.
Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения) (продолжение презентации)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру. На экране будут появляться товар, который можно купить в магазине, а Вы мне будете называть, как данный товар называется одним словом и как называется магазин, в котором этот товар может продаваться.
Воспитатель:
9-й слайд
*Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты питания)
Назовите магазин, в котором продаются эти продукты питания? (продуктовый)
10-й слайд
*Пиджак, носки, платье, шорты - что это всё? (одежда).
Назовите магазин, в котором продаётся одежда (магазин одежды).
Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют)
11-й слайд
*Комод, кресло, стол, торшер – одним словом…. (мебель)
Назовите магазин, в котором продаётся мебель (мебельный).
Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют)
12-й слайд
*Сапоги, валенки, ботинки, сланцы (обувь)
Назовите магазин, в котором продаётся обувь (обувной)
Какая ещё обувь в нём может продаваться?
13-й слайд
* Машинка, кукла, конструктор, детская косметика (игрушки)
Назовите магазин, в котором продаётся игрушки (магазин игрушек)
Воспитатель:
Молодцы! Всё назвали правильно!
Ребята, скажите мне пожалуйста, люди каких профессий работают в магазине?
(Ответы детей - директор, продавец, кассир, грузчик, уборщица)
А еще есть профессия Товаровед – это человек, который в магазине следит, чтобы товар не заканчивался и был хорошего качества.
Воспитатель:
А сейчас послушайте стихотворение о продавце.
Много есть профессий разных,
Важных, нужных и прекрасных.
Продавца, скажу друзья,
Обошли вниманьем зря.
Ты приходишь в магазин —
Продавец там есть один.
Всё подскажет: что купить,
Сколько надо заплатить,
Подобрать, найти, примерить,
Взвесить, завернуть, отмерить,
Настроение поднять,
Снова в гости вас позвать.
Сразу видно — молодец!
Самый лучший продавец!
Воспитатель:
Что делает продавец?
(Ответы детей - предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывает товар на полках, продает овощи, фрукты, хлеб)
Воспитатель:
Чтобы легко и быстро найти нужный товар, в магазине существуют отделы.
Давайте вспомним, какие отделы вы знаете. (Ответы детей – хозяйственный отдел, молочный отдел, кондитерский отдел, хлебобулочный отдел, отдел «Овощи-фрукты»)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! А сейчас я вас приглашаю немножко размяться
Физминутка
Сумку в руки мы берем, (берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идем. (шагают на месте)
В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)
Не шарфы и не футболки. (отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, влево)
В доме – вкусная еда! («дом» над головой)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю Вам немного поиграть
Дидактическая игра «Разложи товары по отделам»
Воспитатель:
В магазин привезли разные товары, которые нужно разложить по отделам. Сейчас вы превратитесь в продавцов и будете раскладывать товары по отделам в наших магазинах.
Пригласить четырех желающих детей, которые будут продавцами.
Дети берут корзины с товарами и раскладывают по соответствующим отделам магазина.
Когда все товары распределены по отделам, предлагается другим детям («товароведы магазина», пройтись по отделам магазина и посмотреть, все ли разложено правильно)
Воспитатель:
Молодцы! Все товары лежат на своих местах!
Воспитатель:
Ребята, скажите мне пожалуйста, чем отличается супермаркет от обычного магазина?
(Ответы детей -супермаркет – это большой магазин, в нем можно приобрести самые различные товары, в супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет)
Воспитатель:
Правильно, ребята.
Если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.
Ребята, а как Вы думаете, как продукты попадают в магазин?
( ответы детей: их привозят на машинах)
Воспитатель:
Но что бы тот или иной продукт появился в магазине, его нужно вырастить, или произвести.
И сейчас я Вам предлагаю выполнить следующее задание. Сопоставьте продукт с местом, в котором он произрастает или с животным, которое его производит.
Игра «Ассоциация» (продолжение презентации)
14-й слайд
Молоко – корова
Семечки – подсолнух
Хлеб – колосок
15-й слайд
Банан – пальма
Грибы – лес
Яйца – курица
16-й слайд
Морковь – грядка
Яблоко – яблоня
17й слайд
Лимон – лимонное дерево
Рыба – водоём
Платье – ткани
18-й слайд
Пчела – мёд
Дождь – лужа
Лес – книга
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Всё назвали правильно!
Теперь я предлагаю вам отправиться в супермаркет за покупками. Готовы?
Воспитатель:
Ребята, а что мы можем взять с собой, в магазин, чтобы совершить покупки? (деньги, сумки, кошельки)
Воспитатель предлагает взять каждому ребенку сумку и кошелек.
Воспитатель:
Что такое деньги? (Ответы детей)
Деньги- то такой предмет, за который можно что-то купить.
Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата.
Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Воспитатель:
У нас с вами будут в кошельке вот такие игрушечные деньги от 1 до 10 рублей.
В магазине на каждом товаре есть ценник.
На ценнике указывается название товара и его цена.
Теперь нам нужно выбрать кассира (выбирается 4 ребенка)
Все остальные будут покупателями.
Прежде чем отправиться за покупками нам надо вспомнить правила поведения в магазине.
Игровое задание «Правила поведения в магазине. Продолжи предложение»
Воспитатель:
При входе в магазин выходящих людей нужно (пропустить).
К продавцу обращаемся… ( вежливо: «будьте добры», «подайте, пожалуйста», «мне…»).
Если продавец занят, нужно … (подождать).
Если в магазине народ, то мы должны соблюдать (очередь)
В магазине нельзя громко (разговаривать, шуметь).
Воспитатель:
Ну а теперь мы с Вами отправляемся за покупками.
Продавцы-кассиры занимают места за прилавками, а покупатели отправляются в отделы за покупками.
Моделирование игровых ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Покупатель: - Здравствуйте!
Продавец: - Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть батоны, хлеб ржаной и др.
Покупатель: - Мне, пожалуйста, батон. Сколько стоит?
Продавец: - Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.
Покупатель: - Спасибо.
Продавец: - Спасибо за покупку!
3. Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась играть в магазин?
Продавать товар? Совершать покупки?
Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали?
(Ответы детей)
С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (торшер, товаровед)
После подведения итога занятия ребята вместе с воспитателями отправляются в груп
пу.