Васильцова Юлия
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).
Задачи:
Образовательные:
формирование у детей представлений о свойствах воды;
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.
Коррекционно -развивающие:
развитие диалогической речи у детей;
развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
формирование познавательного интереса, активности, любознательности.
доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.
Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение стихов и пословиц о воде.
Материал и оборудование:
Игрушка Лунтик (фартуки с нарукавниками на каждого ребёнка, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые стаканы на каждого ребёнка, краски (гуашь, сахар, сок апельсина камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды).
Дети. Воды.
Воспитатель. Правильно.
- Скажите, зачем нам нужна вода?
Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Воспитатель. Правильно. Молодцы.
- А кому ещё нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
Воспитатель: Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Лунтик и принёс в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Лунтик не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?
Дети. Да!
Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?
Дети. Растение засыхает, погибает.
Воспитатель. А почему растение засыхает?
Дети. Растение хочет пить.
Воспитатель. А что пьют растения?
Дети. Растения пьют воду.
Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?
Дети. Полить растение.
Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, Захар. и Вика польют растение.
(Дети поливают из лейки комнатное растение).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Лунтику и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьёт воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнать, что ещё нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.
(звучит волшебная музыка)
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать без разрешения воспитателя.)
Основная часть:
Воспитатель. Ребята, подойдите к вешалки где висят фартук и нарукавники, (помогает одевать пом. воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.
Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной (включается цветомузыка)
1,2,3 волшебство скорей приди!
Вот мы с вами превратились в волшебников.
- Занимайте свои места.
Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Опыт № 1 «У воды нет вкуса»
Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети. У неё нет вкуса.
Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).
Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус?
Дети. Вода стала сладкая.
Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?
Дети. Сахар.
Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.
Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?
Дети: Солёная
Опыт № 2 «У воды нет запаха».
Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печёт пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети. Да!
Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?
Дети. Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?
Дети. Вода пахнет апельсином.
Воспитатель. Ребята, что произошло с соком апельсина?
Дети. Сок апельсина растворился.
Воспитатель. Правильно. Сок апельсина растворился в воде, и вода приобрела запах
Физ. минутка.
Воспитатель. А сейчас немного отдохнём и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш
Руки моем с-с
Щеки моем, шейку трём
И водичкой обольём.
Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь по удобнее.
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
Воспитатель. Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?
Дети. Камни упали на дно.
Воспитатель. А камни видны в воде?
Дети. Да, мы их видим.
Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?
Дети. Потому что вода прозрачная.
Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная. Молодцы.
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель. Ребята, я ещё знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски. Возьмите в правую руку ложечку и наберите на кисть краску
любую и опустите в воду. Что произошло с водой?
Дети. Вода изменила цвет.
Воспитатель. Каким цветом стала вода?
Дети. Красная, зелёная, жёлтая, синяя и т. д.
Воспитатель. Почему вода стала красной, жёлтой, синей?
Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней
растворилась.
Молодцы.
Заключительная часть.
Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Лунтику.
Дети. Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель. Зачем нам нужна вода?
Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель. А кому ещё нужна вода?
Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.
Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети. Проводили опыты.
Воспитатель. Что это были за опыты?
Дети. Опыты с водой.
Воспитатель. Что вы узнали из опытов?
Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: Молодцы. Ну что Лунтик, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Лунтик внимательно вас слушал и многое узнал о воде.
Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам
подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а ещё о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?
Дети. Да!
Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.
Лунтик, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет.
Лунтик вас благодарит за помощь даёт вам угощенье и прощается с вами. Давайте и мы скажем Лунтику. Спасибо. До свидания! Ребята давайте мы попрощаемся и с нашими гостями скажем до свидания, пойдём помоем руки и будем кушать угощенье от Лунтика.