Гривцова Наталья
Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Свойства воды» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой, прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
1. Образовательные
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему „Свойства воды“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Материалы и оборудование:
На каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, баночки пластиковые, пластмассовые ложечки, штатив лабораторный для пробирок, пробирка, мензурка, стакан пластиковый с молоком, пипетка, ватный диск, гуашь синяя, кисточка, смесь лимонной кислоты и соды, пластмассовый кубик и резиновый мячик, коктейльные трубочки
Ход занятия:
Организационный момент:
(Дети заходят в комнату для занятий и встают возле столов.)
Педагог: -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие и проведу его у Вас я. Зовут меня, Наталья Валерьевна
Практическая часть (опытно-экспериментальная)
Педагог: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
А кто в лаборатории работает? (Лаборанты)
В лаборатории всегда чисто и тихо
Лаборанты работают в белых халатах, специальных одеждах. Поэтому и нам необходимо надеть специальную одежду
Я буду заведующей лабораторией (дети одевают фартуки и шапочки)
Занимайте свои рабочие места.
Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории: не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, ничего руками не трогать без разрешения
- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая?. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Имеет ли запах вода?
Возьмем пластмассовый стаканчик с водой и поднесем к носу – понюхаем. Запаха нет.
Вывод: вода не имеет своего запаха
Опыт 2. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем пробирку из штатива, она у нас какой формы (узкая и вытянутая). Пробирка у нас с водой. Перельем эту воду в другой сосуд - мензурку. Мензурка у нас шире пробирки. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 3. Вкус воды
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предлагаем детям размешать в воде сахар, соль. После растворения веществ, предлагаем попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? ( ответы детей: вещества растворились).
Опыт 4. Прозрачность воды
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. У каждого из вас есть пластмассовые чайные ложечки, опустите одну ложечку в стакан с водой, другую в стакан с молоком.
- Скажите мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложечки в стакане с молоком? (нет)
-Видно ли ложечку в стакане с водой? (да)
-Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
Вывод: через воду ложечка видна, а через молоко – не видна. Значит вода прозрачная жидкость.
Опыт 5. Непрозрачность воды
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опускаем пластмассовую ложечку, смотрим в стакан. Ложечка не видна.
Итак, делаем вывод, что вода непрозрачная жидкость.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и встанем позади стульчиков. (Дети встают позади стульчиков)
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт 6. Растворимость веществ в воде
- Но есть вещества, которые полностью растворяются в воде, образуя определенную реакцию.
В стакан с окрашенной водой насыпаем смесь веществ соды и лимонной кислоты. Смотрим. Что происходит? Вещества опускаются на дно стакана, растворяются и образуют реакцию, похожую на извержение вулкана. Пена поднимается наверх.
Вывод: некоторые вещества полностью растворяются в воде.
Опыт 7. Поглотитель воды
В стакане насыпано вещество. Добавим в него немного воды. Размещаем. Высыпаем на большой поднос. Посмотрите, что получилось? (искусственный снег)
Вывод: некоторые вещества поглощают воду, впитывают ее в себя и образуют другое вещество
Заключительная часть
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили? (о воде)
- Какие свойства есть у воды? (у воды нет запаха, своего вкуса, она прозрачная жидкость, она может растворять различные вещества или вещества поглощают ее)
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.
Давайте скажем до свидания нашим гостям!
Чтение стихотворения педагогом:
Берегите, Люди, воду!
Марина Энтелис
Берегите, люди воду!
Ведь вода, так всем нужна
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!
Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть, заводы, не сливайте!
Чайки песен не споют.
Зря не лейте с крана воду!
Думайте, о всем живом
Без питья воды немного
Мы на свете проживем
А как выйду рано утром
На траве роса лежит
Это-детка океана
А за ней ручей бежит!
И на этой радостной ноте мы с вами заканчиваем наши исследования, а в память о нашей встрече хочу подарить вам небольшие сувениры (снежинки)