Ирина Фомина
Конспект открытого занятия «Уроки грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщать и систематизировать у детей полученные знания; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки звукового анализа слов; определять гласные, согласные (мягкие, твёрдые, глухие, звонкие); место звука в слове (начало, середина, конец); делить слова на слоги, определять количество слогов.
2. Формировать умение «читать» зашифрованные слова по первым звукам картинок, составлять с этим словом предложение и определять количество слов в предложении.
3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, и называть слова определённой звуковой структуры.
Публикация «Конспект открытого занятия „Уроки грамоты“» размещена в разделах
4. Развивать фонематическое восприятие, память, логическое мышление, умение отвечать на вопрос полным ответом.
5. Упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов.
6. Воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг другу и сказочным героям; умение работать в коллективе.
Материал: звуковое письмо, компьютерная презентация со сказочными героями, картинки для определения первого звука в слове, схема предложений, и схема слова, фишки для звукового анализа слов, на ватмане три домика и картинки животных, цветы со слогами, карандаши, маркеры, шкатулка.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
- Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, отличное, весёлое и т. д.). Замечательно!
Давайте встанем в круг, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.
- Всем, всем. Всем удачи!
- Всем, всем, всем радостного настроения! (руки вверху).
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила звуковое письмо. Давайте послушаем от кого оно (звучит кашель).
«Мои дорогие друзья! Скоро вы идёте в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости в мою Волшебную страну знаний! Мне так хочется узнать, чему вы научились на занятиях по развитию речи. В стране знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями – это означает, что вы готовы к школе. А для того, чтобы быстрее продолжить путь, я отправляю вам в помощь своих помощников. В конце путешествия, если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час!»
Королева знаний.
Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Постараемся выполнить все задания? (да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю к экрану.
Слайд № 1. На слайде изображены шесть конвертов.
Воспитатель: Это электронные сообщения. А вы хотели бы узнать от кого они? (Я думаю они от помощников королевы знаний).
Слайд № 2. (На слайде изображена Фея звуков).
Воспитатель: Кто это?
- Это Фея звуков (послание от неё, озвучивает воспитатель).
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этой группе, задание вам приготовила я!
Задание № 1. Игра «Составь предложение».
Воспитатель: Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений). А предложения? (из слов). А из чего состоят слова? (из слогов). А слоги? (из звуков). Чем отличаются буквы от звуков? (звуки слышим и произносим, буквы видим, пишем, читаем). Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие). Чем отличаются гласные звуки от согласных? (ответы).
- Ребята, у вас на столах лежат картинки, нужно по первым звукам составить слово и с этим словом составить предложение. Определить сколько слов в предложении.
- А теперь по схеме предложения составьте предложение из слов.
1. /_ _. 2. /_ _ _. 3. /_ _ _ _.
Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием Феи звуков? (на слайде изображён смайлик «класс»).
Воспитатель: - Посмотрим, кто ещё прислал нам письмо?
Слайд № 3. (На слайде учёный гном).
Воспитатель: - Это учёный гном (послание от него).
- Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок
С фонариком и песней
Идёт в лесу ночном
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: - это (гном).
Задание № 2. Игра: «Нарисуй дорожку животных к домикам».
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может рассмешить, а может обидеть.
Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово).
- Скажите какие бывают слова? (длинные и короткие). Как их отличить? (измерить слогами). Перед вами три домика, с одним, двумя и тремя окошками, надо правильно расселить животных в свой домик.
Воспитатель: - И с этим заданием справились (на слайде смайлик «класс»).
Слайд № 4. (на слайде Знайка).
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Удивляются так дети!
Знает больше всех на свете!
Ты подумай, отгадайка,
Кто же этот мальчик? (знайка).
Задание № 3. «Звуковой анализ слова».
Разобрать слово по звукам (кукла, замок).
А затем по звуковой схеме придумать слова. (с) – синий, (к) – красный.
СКС, СКСК, ССКСК.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. (на слайде смайлик «класс»).
Слайд № 5. (На слайде волшебник).
Воспитатель: (читает послание).
Расскажу вам правду дети:
Есть волшебники на свете
Волшебники все разные,
Совсем разнообразные.
Они без дела не сидят
И сделать всё для вас спешат.
Задание № 4. Игра «Найди пару».
Всем детям раздаются картинки. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите слово, определите с какого звука оно начинается. Вы, должны найти себе пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. (наборы картинок).
Воспитатель: - Молодцы! (на слайде смайлик «класс»).
Слайд № 6. (с изображением Буратино).
Дети: - Это Буратино (послание от него).
Воспитатель: - Я мальчишка деревянный
В полосатом колпачке
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
- А сейчас вас ждёт следующее задание, слушайте внимательно.
Задание № 5. Игра «Угадай звук».
Воспитатель: Читает скороговорку:
1. Тридцать три трубача
Трубят тревогу.
2. В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
- Какой звук очень часто встречается в этих скороговорках. (звук - р -).
Воспитатель: - Сейчас, я буду произносить слова, а вы должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и показать на схеме фишкой.
Слова: река, барабан, комар, радуга, сыр, арбуз, рак, ранец, помидор, торт.
Воспитатель: - Молодцы! (смайлик «класс»).
Слайд № 7 (с изображением мудрой совы).
Воспитатель: - Мудрая сова Анфиса
Знает всё про всех всегда.
На любой вопрос ответит
И подскажет вам она!
Задание № 6. Игра «угадай слово».
На цветках написаны слоги, части цветка по цвету (работа в парах).
(руч – ка, аль-бом, лас – тик, крас – ки, тет – радь).
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились (смайлик «класс»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и выполнили все задания королевы знаний, а где же сюрприз?
Слайд № 8. (изображены шкатулка и конверт).
Воспитатель: - Смотрите конверт, а в нё м лежит подсказка:
- Пройти пять шагов прямо, повернись три влево, хлопни три раза, прыгни четыре раза, закрой глаза и сосчитай до пяти. В это время воспитатель вносит красивую шкатулку, в которой текст грамоты.
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и это значит, что вы готовы к школе. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья! Это первые ваши медали на пути к знаниям» (раздаёт медали).
Воспитатель: Как хорошо быть грамотным на свете
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота – ступенька к свету.
Которую не нужно пропускать.
Спасибо всем за работу!