Любовь Бондарь
Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
«Посылка Деда Грамотея»
Задачи:
• закреплять знание гласных и согласных звуков;
• закреплять умение делить слова на слоги;
• учить определять место звука в словах;
• упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
• развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Посылка Деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• развивать артикуляционную моторику;
• воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.
Ход занятия:
Вос-ль:
Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх. Фонарики)
Здравствуй, носик, пятачок (показать указательным пальцем носик)
Здравствуйте, губки! (показать губки)
Здравствуйте, зубки! (показать зубки)
Губками «почмокали»
Зубками «пощёлкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе «здравствуйте» сказали! (говорим хором)
Стук в дверь (принесли посылку)
Воспитатель: К нам пришла посылка, а с ней письмо. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки» для детей гр. №4. Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку с сюрпризом. Но откроется она только тогда, когда вы выполните все задания, которые я вам приготовил. За каждое выполненное задание вы будете получать карточку, с помощью которых вы узнаете, что же лежит в посылке. Найти конверты с заданиями несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали их у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где они. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Вос: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится внутри посылки?
(Ответы детей)
Вос: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится
там, о чём идё т речь в загадке:
Не куст, а с листочками
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!
Задание №1.
Вос: Вместе с письмом в конверте лежит карточка с любимым цветком Деда Грамотея
Загадка
Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк
— Это ярко-красный … ( Дети: Мак)
Вос: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м…
Вос: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Вос: Молодцы, справились с первым заданием и получаем первую карточку (картинка игла)
Вос: Слушайте следующую подсказку, где искать конверт с заданием:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Задание №2.
Дидактическая игра на внимание «Какой звук часто встречается?»
Но сначала мы свами поиграем. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Вос: Послушайте внимательно стихотворение.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
(Можно предложить закрыть глаза при первом чтении)
Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?
А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «с».
Вос: Молодцы, справились со вторым заданием. Получаем ещё одну карточку (картинка гусь).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
Дети: Это больница! (Там лежит сумочка с карточками)
Вос: Но сначала мы свами поиграем. «Какой, Какая, Какие?» (словесная игра)
Задание №3 «составь предложение»
Воспитатель: садимся на ковер.
Возьмите себе по карточке и попробуйте составить предложение. И скажите сколько слов вашем предложении.
Вос: Молодцы, справились с третьим заданием. Получаем карточку (картинка ракета)
Воспитатель: А вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Картины любим создавать,
Ещё чертить и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами!
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
Задание № 4
Игра «Где наш дом?»
Вос: Прежде чем приступить к выполнению следующего задания выполним небольшое упражнение: поиграем в игру «Папа, мама, я»
Вос: Дедушка Грамотей просит помочь ему расселить животных по домикам.
Определять, в каком домике будет жить животное будем по количеству слогов в слове (1, 2, 3). Один слог - это домик с одним окошечком, два слога – с двумя, три слога – три окошечка.
(Дети берут картинку, называют, кто на ней изображён, считают количество слогов в произнесенном слове и вставляют картинку в кармашек с соответствующим количеством окошек.
Вос: Мы с вами выполнили последнее задание, получаем карточку
(картинка арбуз).
Вот мы с вами и выполнили все задания Деда Грамотея, а вот узнать, какой сюрприз нам приготовил Дед Грамотей, мы сможем, если разгадаем слово, которое зашифровано в этих картинках. Чтобы его разгадать, нужно определить первый звук в названии и найти соответствующую букву, которая обозначает этот звук.
У нас получилось слово ИГРА.
(Открываем посылку, в посылке настольная игра для группы и каждому задания для индивидуального выполнения дома)
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие-то затруднения.
Все молодцы!