Ирина Смирнова
Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах
• Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Закрепить знание количественного и порядкового счета, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу и т. д.
• Закреплять знания о днях недели
Развивающие:
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Тип занятия: познавательное
Форма занятия: групповое
Продолжительность: 20 мин.
Участники: дети средней группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Материалы и оборудование: «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры - «заплатки», презентация по сказкам с заданиями, интерактивная доска, раздаточный материал-лабиринты, карандаши.
Предварительная работа:
Чтение сказок «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Незнайка на луне», отгадывание загадок о днях недели, геометрических фигурах. Дидактические игры с цифрами «Поставь по порядку», «Который по счету», «Сосчитай-ка», дидактические игры с геометрическими фигурами «Заплатки», «Назови фигуру», «Фигуры вокруг нас», дидактические игры на закрепление дней недели «Живая неделя».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Методы и приемы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (картинки и иллюстрации); практический (дидактические игры).
ХОД НОД
1. Вводная часть
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом.
Приветствие:
Здравствуй правая рука, (протягиваем вперёд)
Здравствуй левая рука, (протягиваем вперёд)
Здравствуй друг, (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг, (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг, (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть -приседаем,
Можем мы большими быть —встаём,
Но один никто не будет.
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения. Садятся на стульчики, поставленные полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по математике, и я предлагаю вам отправится в путешествие по сказкам.
Вместе со сказочными героями мы будем считать, вспомним цифры, знакомые вам геометрические фигуры, будем играть и отгадывать загадки, вспомним вместе с нашими сказочными героями о днях недели.
Ребята, но кто знает, что нужно для того, чтобы справиться со всеми заданиями на занятии?
Дети: слушать внимательно вопросы воспитателя, думать, не выкрикивать с места, хорошо себя вести.
Воспитатель: Ребята, в путешествии нас ждут сложные задания, и я предлагаю начать с разминки, чтобы и настроение у нас было хорошим, и легче было справляться со всеми заданиями. Вы со мной согласны?
Дети: Да!
Разминка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали -Выпрямится.
И на месте зашагали. -Ходьба на месте.
На носочках потянулись, -Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. -Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели -Присесть.
И тихонько разом сели. - Выпрямится и сесть.
2. Основная часть
Воспитатель: – Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы можете назвать?
Дети: (ответы детей, называют сказки, которые знают).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете на чем можно отправиться в сказку?
Дети: (на самолете, на ракете, на поезде, на машине и т. д.)
Воспитатель: Ребята, есть у меня волшебный «ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.
(Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур).
Воспитатель: Дети, у нас большие проблемы, посмотрите, наш ковер оказался в дырках, мы не сможем отправиться на нем путешествовать.
Это мышка прогрызла наш «ковер-самолет», давайте отремонтируем, поставим заплатки. Но посмотрите, наши дырки необычной формы, на что они похожи?
Дети: на геометрические фигуры. (называют геометрические фигуры)
Воспитатель: Ребята, у меня есть несколько фигур, давайте проверим подойдут они нам или нет. (на подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре). Ребята, только вы не забывайте называть, какую геометрическую фигуру вы берёте.
Дидактическая игра «Залатай ковер-самолет» (геометрические фигуры)
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И героев позовём!
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.
Дети: Мы прилетели в сказку «Репка»
Воспитатель: Смотрите, нас встречают все герои сказки Репка. Давайте их сосчитаем. Сколько всего?
Дети: (ответы детей)
Игры «Сосчитай героев сказки», «Который по счету».
Воспитатель:
Кто стоит между бабушкой и Жучкой?
Кто стоит за кошкой?
Кто стоит перед Жучкой?
Кто стоит около бабушки?
Кто стоит рядом с кошкой?
Кто стоит слева от внучки?
Воспитатель: Я знаю, что все наши герои любят заниматься спортом, но у всех спортсменов на майках имеются номера. Давайте и нашим героям прикрепим номера. Дедушка стоит первый, значит и номер у него будет первый (прикрепляем цифры соответственно месту).
Какой номер у бабушки, внучки, Жучки, кошки, мышки?
Ребята, а вы знаете, что в любом спорте важна разминка?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Но, я не уверенна, что наши герои это знают. Необходимо делать разминку, чтобы мышцы были развиты. Давайте, мы свами покажем им, как нужно делать разминку.
Спортивная разминка.
1 – подняться, потянуться.
2 – согнуться, разогнуться.
3 –нам резко повернуться.
А 4 – руки шире.
5 – руками мы помашем, мы помашем
6 - на стульчики присядем.
Воспитатель: Вот мы и помогли героям сказки «Репка», а теперь полетели дальше.
С вами мы опять в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем в сказке в этом месте
Будет очень интересно!
Воспитатель: Куда же мы попали! Вокруг все сказочно красиво! Ой, а нас кто-то встречает. Ребята, вам нужно отгадать загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»
Воспитатель: Знаете, ребята, сестрица Алёнушка и братец Иванушка в этом году пошли в детский сад в среднюю группу, как и вы. В садике воспитательница дала им выполнить домашнее задание, но справиться они никак не могут. Давайте поможем брату с сестрой.
Для вас приготовлена особенная игра – вопрос! Нужно, ничего не говоря, ответ показывать цифрой. Приготовьте цифры.
Дидактическая игра «Вопрос-цифра»
Сколько хвостов у двух котов?
Сколько пальцев на руке?
Сколько лап у зайчонка?
Сколько ушей у собаки?
Сколько лап у кошки?
Сколько хвостов у коня?
Сколько глаз у светофора?
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Со всеми заданиями справились!
Воспитатель: Ну, отправляемся в следующую сказку?
С вами мы опять в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем в сказке в этом месте
Будет очень интересно!
Воспитатель: Как вы думаете в какую сказку мы прилетели?
Дети: «Незнайка на луне»
Воспитатель: Правильно – это сказка «Незнайка на луне». Незнайка, как всегда, ничем не занят. Ребята, посмотрите, тут у него какое-то письмо:
Незнайка! Приглашаю тебя в гости во вторник после обеда.
Знайка.
Воспитатель: Но дело в том, что Незнайка не знает дней недели, а отказываться от приглашения не красиво. Я предлагаю рассказать и выучить с ним дни недели.
Воспитатель: Мы поможем Незнайке запомнить то, что мы будем говорить. А теперь давайте назовём все дни недели.
Кто скажет сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели? Завтра? Вчера?
Какая по счёту пятница? и т. д.
Пальчиковая игра «Назови день недели»
Воспитатель: А в приглашении говорится, что прийти надо после обеда, это когда, после какого времени суток? Незнайка, тебе теперь понято, когда в гости надо идти? Во вторник после обеда!
Дети отмечают на календаре в кружочек этот день, что бы Незнайка не забыл.
Воспитатель: Ну, отправляемся в следующую сказку?
С вами мы опять в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключиться?
Сядем в сказке в этом месте
Будет очень интересно!
Воспитатель: В какую сказку мы попали?
Дети: Красная Шапочка.
Воспитатель: Ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку к домику её бабушки, а для этого нужно выполнить некоторые задания. Но сначала ответим на вопросы. Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: декабрь, январь, февраль
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Три.
Воспитатель: А теперь поможем выбрать для Красной Шапочки дорожку, чтобы быстрее добраться до бабушки и не попасть в лапы к волку.
Предложить детям провести Красную шапочку по дорожке, обойдя волка.
Работа за столами «Лабиринт».
Воспитатель: Вот и добрались к бабушке.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много помогали нашим сказочным героям! Но пора нам возвращаться в детский сад.
С вами мы опять в полёте,
на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится
– должен в группе приземлиться.
Вот мы и в группе.
3. Заключительная часть
Рефлексия:
Вам понравилось путешествие по сказкам.
На чём мы путешествовали?
В какие сказки мы с вами попали?
Чем мы помогли героям сказки «Репка», «Гуси-лебеди», «Незнайка на луне».
Что вам запомнилось? Чему вы научились?
Воспитатель: ну, а теперь давайте скажем вместе:
Мы играли, занимались
и немножечко устали,
нам осталось на прощанье
сказать громко… (сказать тихо)
Дети: до свиданья!
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c.
3. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.