Юлия Яцковец
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Зимние забавы в лесу с Машей и Медведем. Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Забавы в лесу с Машей и Медведем»
Программное содержание:
- упражнять в умении различать, называть и сравнивать знакомые объемные и плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр);
- упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5;
- продолжать формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета до 5;
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе „Зимние забавы в лесу с Машей и Медведем, Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Снежные фигуры, постройки из снега. Оформление зимних участков
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- продолжать развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).
Демонстрационный материал: 5 картинок с изображением санок, картинки с изображением Маши, белочек и зайчиков, мольберт с фетровой доской, плоские шахматные фигуры в мешочке, магнитный мольберт, плоские геометрические фигуры (снеговик, объемный снеговик, следы разных животных
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, микрофон
Раздаточный материал: 5 снежинок и 5 варежек из картона (на каждого ребенка, плоские геометрические фигуры (снеговик) (на каждого ребенка, раскраски (шахматные фигуры) каждому ребенку.
Ход занятия : Организационный момент:
1. Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука
Здравствуй, друг
Здравствуй, друг
Здравствуй, наш веселый круг!
Воспитатель: Ребята, начинаем наше занятие. Скажите мне, пожалуйста какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, зима закончилась и наступила весна. На улице потеплело и можно подольше гулять Скажите,ребята,чем можно заняться на улице в такое время года?
Дети: Кататься на санках, лепить снеговика, кататься с горки и т д.
Воспитатель: Да, молодцы ребята!
А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку в лес. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Что нужно сделать, чтоб выйти на улицу?
Дети: Одеться потеплее. (на экране появляется картинка – раздевалка группы)
Воспитатель: Правильно. Давайте наденем куртку, шапку, шарфик, ботинки, варежки. Молодцы! Теперь можем выходить на улицу.
Воспитатель и дети идут по кругу и останавливаются возле экрана с изображением леса. (на экране картинка –лес)
Воспитатель: Вот мы пришли, ребята! Посмотрите как много снега на деревьях.
Включается музыка из мультфильма «Маша и Медведь». (на экране появляется персонаж из м/ф – Маша. Музыка выключается.)
Воспитатель: Ой,посмотрите кто это нам повстречался! Узнали? Это же Маша из мультфильма «Маша и Медведь».
Маша: Привет,ребятки! (Дети и воспитатель здороваются) Как здорово,что я вас встретила! Я и мои друзья зверюшки очень хотим покататься на санках, но у нас никак не получается их соорудить. Может вы поможете нам?
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Совсем недавно мы в нашем детском саду соорудили несколько санок, сами их красиво покрасили. Да ребята? Мы ведь дадим их покататься Маше и ее друзьям?
Дети: Да!
2. Работа на мольберте с фетровой доской
Воспитатель снизу распределяет 4 изображения санок и предлагает посчитать их. Воспитатель предлагает расположить изображения друзей так,чтобы было видно поровну или нет. Дети обсуждают знакомый способ сравнения – наложение.
Воспитатель распределяет на мольберте изображения Маши и 4 зверюшек( «садит Машу и друзей в санки») и предлагает посчитать их. Уточняет количество друзей и санок.
Воспитатель: Ребята, поровну ли получилось? Пять друзей и четыре санок – сравните, что больше. (Пять друзей больше, чем четыре санок). Четыре санок и пять друзей – сравните, что меньше. (Четыре санок меньше, чем пять друзей). Как сделать так, чтобы санок и наших друзей стало поровну?
Воспитатель и дети обсуждают способ уравнивания предметов : путем добавления.
Воспитатель достает из корзины 1 изображение санок и распределяет рядом с остальными.
Воспитатель: По сколько стало санок и друзей? Теперь всем хватит санок, чтобы повеселиться?
Дети отвечают.
Маша: Спасибо вам, дорогие друзья за санки! Теперь мы все можем покататься! Ой кажется снег пошел. Побегу скорее к Мишке, похвастаюсь новыми санками.
3. Аналогичная работа с раздаточным материалом (варежка и снежинка)
Воспитатель: Ой, посмотрите сколько снега намело пока мы с вами разговаривали. Присаживайтесь за столы, давайте поглядим сколько снежинок к нам прилетело.
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, посчитайте сколько у вас варежек? Сколько снежинок? Что нужно сделать, чтобы было видно поровну ли варежек и снежинок?
Дети и воспитатель обсуждают знакомый способ сравнения – наложение. («Кладут снежинки на варежки»).
Дети сравнивают. (Варежек меньше,чем снежинок)
Воспитатель обсуждает с детьми способ уравнивания предметов: путем убавления.
Воспитатель: Правильно,ребята нужно убрать одну варежку. По сколько стало варежек и снежинок? Поровну ли?
Дети отвечают.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: У всех получилось поровну? А теперь давайте сделаем так, чтоб наши снежинки полетали. Хотите? («дети дуют на снежинки» Повторить 1 раз.
4. Воспитатель: Здорово летают наши снежинки.
А теперь продолжим нашу прогулку. Кажется я в той стороне леса видела настоящего снеговика. Пойдем все вместе посмотрим. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель идут друг за другом по правой стороне зала. В углу стоит объемный снеговик.
Воспитатель: Посмотрите,дети, какой большой и славный снеговик кто то слепил. Может это Маша? Или ее друзья - зверюшки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте рассмотрим снеговика. Из чего он состоит? На какую объемную форму похож этот снежный ком? (показывает на самый большой ком). А этот снежный ком на какую объемную форму похож? (показывает на средний ком). Ну и наконец последний самый маленький ком на какую объемную форму похож (показывает на маленький ком).
Дети отвечают (шар, круг).
Воспитатель с детьми обращает внимание на разницу между плоским кругом и объёмным шаром. (Шар – можно совершить действие: прокатить, подкинуть).
Воспитатель: Ну, что молодцы, ребята. Давайте еще рассмотрим снеговика. Что мы видим у него на голове? Правильно,ведро. На какую объемную форму он похож?
Дети отвечают (прямоугольник, цилиндр).
Воспитатель с детьми обращает внимание на разницу между плоскостными прямоугольником и объемным цилиндром. (с цилиндром также можно совершить действие)
Воспитатель: Так вот какой замечательный снеговик получился из объемных форм. Правильно, ребята? Только он здесь совсем один. Ему наверно здесь грустно одному?
Дети отвечают.
5. Воспитатель: Предлагаю вам немного развлечься и «слепить» для этого снеговика много друзей. Проходите за столы. Послушайте внимательно, как мы будем это делать.
Мы постараемся «слепить» снеговиков из плоскостных геометрических фигур. Мы хорошо знаем много плоскостных фигур.
Из кругов составляем снеговика. На низ кладем большой ком, на него поменьше, затем маленький ком. Вместо ведра – прямоугольник, вместо рук – прямоугольники поменьше, вместо носа – треугольник, глаза – круги. Как вы думаете мой снеговик будет улыбаться или грустить? Конечно улыбаться (воспитатель ставит дугу, как улыбку) .
Здорово вышло! Теперь вы приступайте «лепить» своих снеговиков.
Аналогичная работа с раздаточным материалом.
6. Воспитатель: Замечательные снеговики получились у вас ребята.
Теперь снеговику не будет скучно в зимнем лесу. Продолжим нашу прогулку? По моему в другой стороне леса стоит домик Мишки, куда побежала Маша. Может тоже заглянем к нему в гости? Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель и дети идут друг за другом по левой стороне зала.
По дорожке мы шагаем
Топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши! И дружно остановились!
Воспитатель обращает внимание на следы зверей с левой, правой стороны, сзади.
Воспитатель: Поднимите правую руку. Назовите следы, которые находятся справа.
- Поднимите левую руку и назовите следы, которые находятся слева.
- Оглянитесь назад, сзади тоже есть чьи то следы. Назовите, чьи они.
- Молодцы, ребята! А теперь скажите, что мы видим спереди? На экране появляется картинка с изображением домика Мишки в лесу.
Дети: Домик Мишки!
7. Воспитатель: Здорово, вот и мы пришли к домику Мишки.
Воспитатель и дети подходят к экрану. (На экране появляется картинка - Мишка играет в шахматы с Тигром.)
Дети здороваются.
Воспитатель: Посмотрите, ребята,чем Мишка таким занимается?
Дети: Играет в шахматы
Воспитатель: Правильно играет в шахматы!
У нас ведь тоже есть шахматы в группе? Мы только учимся в них играть, но уже знаем их названия. Правда, ребята?
Дети: Да! (картинка на экране меняется – Мишка и Тигр смотрят)
Воспитатель: Предлагаю, нам поиграть в игру «Чудесный шахматный мешочек» и показать наши знания Мишке и Тигру. Согласны?
Дети по очереди определяют на ощупь названия шахматных фигур.
В мешочке остается пять любых шахматных фигур.
Воспитатель показывает приемы счета предметов на ощупь. Предлагает ребенку посчитать фигуры. Другому ребенку воспитатель предлагает отсчитать столько же фигур и расположить их на магнитной доске.
Воспитатель: Сколько шахматных фигур ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько фигур?
Затем достает из мешочка фигуры, вместе с детьми пересчитывает их.
Воспитатель: Сколько шахматных фигур было в мешочке?
Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив шахматные фигуры друг под другом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились, все правильно сосчитали.
(На экране – картинка- Маша смотрит на шахматы)
Маша: Мииишка, и меня и меня так же научи!
Мишка: Обязательно! А вы, ребята большие молодцы! Спасибо, что заглянули в гости. Примите от меня Шахматный подарок!
Воспитатель: (достает из за магнитной доски раскраски с шахматными фигурами на каждого ребенка) Посмотрите, ребята! Это же раскраски. Раскрасим и сделаем для нашей группы шахматную книжечку.
Ну, что ж, а нам пора возвращаться в группу. До свидания,друзья!
(на экране картинка – Маша и Медведь машут) Персонажи прощаются.
(На экране появляется картинка – домик Медведя.)
Воспитатель и дети идут в центр зала.
Воспитатель: ну вот мы и пришли. (на экране картинка–раздевалка группы) Подойдите скорее ко мне. Встаем в круг и раздеваемся. (имитация раздевания).
Рефлексия:
Расскажите, куда мы с вами ходили?
Понравилась ли вам прогулка?
С кем встретились на прогулке?
Чем интересным занимались?
Испытывали ли вы трудности?
Довольны ли подарком от Мишки?
Дети отвечают. Занятие заканчивается.