наталья папанова
Конспект открытого занятия по естествознанию в средней группе «В гости к пчелкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по естествознанию в средней группе
по теме «В гости к пчелкам».
Дата проведения 29.01.2020г.
Подготовила воспитатель Папанова Наталья Николаевна.
Цель: Дать детям представление о пчелах и их жизнедеятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по естествознанию в средней группе „В гости к пчелкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- образовательные: познакомить детей с особенностями жизни пчел, их внешним строением, образе жизни и продукции пчеловодства; ввести в активный словарь слова «улей», «нектар», «пасека», «пчеловод».
- развивающие: развивать речь, уважение к труду пчеловода.
- воспитательные: воспитывать любознательность, уважение к профессии пчеловода и бережное отношение к насекомым.
Предварительная работа: чтение стихов о насекомых, отгадывание загадок, беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, картинки для дидактической игры, макет улья, игра «Соты» Кайе, клей, бумажные заготовки для цветов, дымарь, костюм пасечника, ободки «усики».
Ход занятия:
Вводная часть.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, с гостями надо поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. (Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. В конце, когда колокольчик оказывается в рука у воспитателя, он передает колокольчик кому ни будь из гостей, а он начинает чихать.)
2. Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия.
Воспитатель: Ой, Наталья Вячеславовна, вы что простудились? Ну ничего, мы сейчас вам поможем. Ребята, отгадайте, что я хочу предложить Наталье Вячеславовне?
Нет полезней в мире средства,
Знаем мы его все с детства,
Он здоровье нам несет,
Наш тягучий, сладкий. (Мёд.)
Он излечит все болезни,
Он и всех лекарств полезней!
В нем такие витамины,
От простуды и ангины!
(Воспитатель достает банку, а она пустая)
Воспитатель: Вот беда, наш мед закончился. Ребята, а где же нам взять мед? Кто его делает? А где они живут? (Ответы детей). Хотите про пчел узнать побольше и мед раздобыть? Тогда вам придется отправиться на пасеку к пчелам, вы согласны? Значит тема нашего занятия сегодня «В гости к пчелам»! Ребята, как вы думаете, где находится пасека? Я думаю, за город вы отправитесь на поезде.
Под музыку дети имитируют поезд. Воспитатель переодевается в костюм пасечника и встречает детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам.
Пасечник: Здравствуйте ребята, вы приехали на пасеку, где живут пчелы. Я занимаюсь разведением пчел, забочусь о них, собираю мед. Моя профессия – пасечник или пчеловод! Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете для чего мне защитная сетка на лице? Ответы детей: (Для того, чтобы защитится от пчел).
Вы правы. Пчелы могут ужалить. Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя кричать, размахивать руками и убегать. А, что бы вы лучше это запомнили поиграем в игру.
Игра «Замри».
Пасечник: Ребята, а зачем вы приехали на пасеку? Хотите, я вам расскажу про пчел и как они делают мед? Зимой пчелы находятся в улье, и там зимуют. Раз мы с вами не можем понаблюдать за жизнью пчел в живую, приглашаю вас на видео экскурсию. (Дети садятся на ковер и смотрят презентацию).
2. «Открытие» детьми новых знаний.
1 слайд: Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (Пчела)
Познакомься, это – пчела. Пчела - это насекомое.
2 слайд: На голове у пчелы можно рассмотреть два больших глаза, при помощи которых пчела видит.
3 слайд: Также на голове у пчелы есть усики, которыми пчела ощупывает окружающие предметы и определяет их запах.
4 слайд: Еще у пчелы есть хоботок, похожий на маленькую трубочку, при помощи которого пчела пьет нектар и воду.
5 слайд: На теле пчелы расположены четыре крыла и шесть ног.
6 слайд: В природе пчелы строят свои дома на ветках деревьев.
7 слайд: Домашние пчелы, живущие у человека, обитают в ульях – деревянных домах, сделанных специально для них людьми.
8 слайд: Пасека.
Пасечник: Пчелы очень наблюдательны и никогда не путают свой улей с другим. Давайте проверим ребята вашу наблюдательность.
Игра «Найди отличия».
9 слайд: Пчелиная семья.
10 слайд: Пчелиные профессии.
3. Самостоятельное применение на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Пасечник: Ребята, что надо пчелам, чтобы собрать мед? Давайте для пчел сделаем настоящий цветущий луг. Подходите к столу. Видите, здесь полянка. Приклейте цветы на полянку и разложите в серединку каждого цветка нектар.
Дети под музыку выполняют работу.
Пасечник: Какой чудесный луг у вас получился! Вы чувствуете какой аромат от цветов? Давайте сделаем вдох носиком и выдохнем через рот «Ааах» (3-4 раза). Давайте вернемся на ковер, я вам покажу как пчела собирает мед.
4. Продолжение «открытия» новых знаний детей.
11 слайд: Вот пчела вылетает из улья, чтобы найти цветок.
12 слайд: Сев на цветок, пчела опускает свой хоботок в серединку цветка, чтобы выпить нектар. Нектар - это сладкий, прозрачный сок, который есть в цветке.
13 слайд: Кроме нектара, пчела собирает пыльцу цветов. Пыльца - это похожий на муку мелкий порошок, который можно увидеть в серединке цветка. Чаще всего пыльца бывает желтого или светло-коричневого цвета.
14 слайд: Из нектара пчелы делают вкусный мед, который складывают в соты и хорошенько запечатывают воском.
15 слайд: Пчелиный улей обычно полон сотов – в них пчелы запасают мед на зиму.
5. Актуализация.
Пасечник: Так как пчелы зимой спят, а вам очень нужен мед, придется вам превратиться в пчел. (Раздает ободки с пчелиными рожками).
Физкультминутка «Пчелка».
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»).
Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
Пчелы, это соты, но они пустые. Вы будете летать к цветочкам, брать нектар и сюда вставлять. За один полет пчелка берет только одну серединку с цветочка. Не забывайте, пчелы не кричат, они жужжат.
Проводится игра «Собери соты» (соты Кайе).
Пасечник: Какие быстрые пчелы. Соты полные медом! Но что же дальше? Возвращайтесь на ковер.
16 слайд: Пчеловод собирает мед.
Пасечник: Кажется, моим пчелам понравилось, что вы наполнили соты и они хотят отблагодарить вас.
Пасечник достает из улья баночки с медом.
Пасечник: Какого цвета мед? (Ответы) (желтый, янтарный, светло - коричневый). Ребята, а мед пахнет? (ответы) (конфетами, лесом, цветами). Давайте попробуем, какой мед на вкус (сладкий). Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. Потрогайте пальчиком мед и прижмите пальчик к пальчику. Что с ними происходит? (прилипают). Значит мед липкий, густой.
Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Возьмите этот мед. Вам его хватит на всю зиму, чтобы не болеть, а ко мне приезжайте еще раз летом.
Под музыку дети имитируют поезд. В конце детей встречает переодевшийся воспитатель.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях? Вам интересно было? Что вы узнали? Давайте, проверим, я задам вопросы, а вы ответите «да» или «нет».
Игра «Да – нет».
2. Рефлексия.
Дети посмотрите есть пчелки веселые и грустные, возьми пчелку, какое у тебя настроения. А, что Вам понравилось? (передаем по кругу мяч, отвечает тот, у кого мяч).