Елизавета Алексеева
Конспект открытого занятия по обучению удмуртскому языку «По дороге батыров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для обучения детей удмуртскому языку, через приобщение к героическому прошлому удмуртского народа, в игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие : Знакомство детей с названиями старинного оружия и доспехами батыров.
Развивающие: развитие речи детей через обучение удмуртскому языку и развитие творчества в продуктивной деятельности.
Воспитательные: воспитание любви к культуре родного края,и, чувство патриотизма.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению удмуртскому языку „По дороге батыров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Методы и приё мы: беседа, объяснения, рассматривания, художественное слово, игра, моделирование, проблемный вопрос.
Материалы: письмо; бумажный голубь, меч, лук и стрелы, шлем, кольчуга, пазлы (шлем и кольчуга, «клад» - книга – раскраска о богатырях, клей, карандаш, лист А-3 с изображением богатыря (2 экземпляра, картинки доспехов и оружия для игры «собери богатыря в дорогу», девочка- италмас.
Оборудования: магнитофон, аудиозапись, проектор, ноутбук, экран.
Предварительная работа: рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»; Чтение отрывков о былинных богатырях; Удмуртские богатыри в картинках Белых В. Л. ; знакомство с удмуртской мифологией.
Словарная работа: батыр- богатырь, кольчуга-кульчолэсь дэрем, доспехи, снаряжения, меч-кылыч, шлем-корт изьы, лук-пукыч, стрела-ньол, щит-калкан.
Педагогические технологии: личностно-ориентировочный подход,
Здорьвьесберегающие: динамическая пауза.
Игровая технология
ИКТ технологии: показ презентации;
Дети заходят под музыку (удмурт крезь, здороваются с гостями и садятся на стульчики. Стук в дверь, воспитатель заводит в группу голубя, к лапкам которым привязано письмо из бересты.
Вос- ль: Ребята по- моему что- то случилось. Хотите узнать.
Дети: Да.
Вос-ль: Это почтовый голубь, у него привязано письмо. Да это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте. Хотите узнать, что там написано?
Дети. Да.
Вос-ль читает. «Ой вы жители живописных берегов реки Вятка на Чепцу реку, батыры удмуртские, напал враг на Русь-Матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит людей мирных, русским богатырям нужна помощь Помогите, встаньте на защиту люда русского, удмуртские батыры и рады помочь но пропали все доспехи да оружие, помогите нам, люди добрые»
Вос-ль: Поможем?
Дети: Да
Вос- ль: Придется нам помочь. Чтобы отыскать доспехи нужно отправиться в путь нелегкий, вы не испугаетесь?
Дети: Нет. (под музыку дети ищут дорогу). На пути им встречается девочка Италмас.
Италмас: Кытчы мыниськоды?
Дети: Ми мыниськомы батырьеслэсь ож тирлыкьессэз утчаны.
Италмас: Мон тиледлы юрттисько, тирлыкъес батыръеслэсь шедьтыны, но со понна йырыныды малпаськыны кулэ луоз, портэм ужъесын тыршоно.
Италмас: Ваньды чош турттиды ке, ваньмыз пормоз.
Вос-ль: Не проста наша задача, но если мы будем дружными и смелыми, все преодолеем. Чтобы доспехи и оружие богатырское добыть, нужно задания выполнить. Вы готовы?
Дети:Да
Италмас: Нырысети уж. Мадиськон
Со дэремез уг кертто уг вуро, корт кульчолэсь лэсьто? (Кортлэсь дэрем); Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут? (Кольчуга);
Йырыз нулдон кортлэсь изьы? (Шлем); Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом? (Шлем);
Италмас: Шонер тодиды нылпиос.
Италмас: Ойдолэ бичалом сурэд. Кыклы люкиське ай. (одна группа собирает пазлы-кольчуга, жругая-шлем); Италмас отдает кольчугу и шлем. Мыниськом азьлань.
Второе задание.
Италмас: Тодэме потэ кыче ти куараосын ужаны быгатиськоды? (возьматиське презентация);
Дети называют первые звуки в названии каждого животного и по звукам узнаем, что приготовила Италмас; (КАЛКАН-ЩИТ);
Италмас отдает щит.
Италмас: Мыниськом азьлань. Нош сюрэсэз ворсаз (Обыда-баба-яга).
Вос-ль: Его мы не будем бояться, мы будем физкультурой заниматься.
Италмас: Возьматэ ай нылпиос кыче ти кужмоесь.
Физкультминутка: Жог султимы уг эшъес
Ми табере батыръес
Киосмес выллань жутомы
Пыдъесмем паськыт пуктомы
Мон черкем шаплы но сэзь
Юн батыр луи мон зеч.
Од томалэ а ти монэ
Донды батыр мон табере.
Обыда пиналъеслэсь кышкаса нюлэскы пегзиз.
Италмас: Ваньзэ а бичады налпиос батыръеслы? Мар уг тырмы?
Булава
Лук
Стрелы
Италмас: А ти тодиськоды нылпиос удмурт пословициос но поговоркаос «Ас шаер, Родина выжы»
Налпиос верало дышэтэм удмурт пословицаос, поговоркаос.
Каролина «Ас шаеред кутске вордскем гуртысен»
Ваня «Огназ сылись писпуэс тол погыртэ»
Аня «Ас шаерысен кутске Родина»
Азалия «Ас палдэ вунэтэм адями – йыромем мурт»
Вика «Ас коркадэ ке од ке яраты, быдес гурттэ но уд яраты»
Вероника В «Вордскем гуртэз котькинлы но дуно»
Полина «Ачид эш луыны быгатид ке, умой эшед но луоз»
Марк «Тыршись муртэ коткин адзе»
Вероника П «Ас бусыяд легиськем пытьыед но дуно»
Маша «Эшез коньдонэн уг басьто»
София «Аслад музьем вылад шунды но мусогес пиштэ»
Кристина «Эшен секыт уж но капчи потоз»
Италмас: Таиз но ужды зеч пормиз, басьтэлэ лук-пукыч, стрела-ньыл,и булава.
Восп-ль: Ребята с заданием мы справились. Чего еще не хватает?
Меч-Кылыч.
Италмас: А нош меч-кылычез ти утчалэ шунды жужан палась.
Дети: Будем искать меч на восходе солнца.
Дети находят меч со стороны восхода солнца.
Восп-ль: Ребята, вы нашли доспехи и оружие, помогите богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю. Игра «Собери в дорогу богатыря».
Вос-ль:Для чего нужны доспехи?
Дети: Чтобы защищать Родину.
Для выполнения задания разделитесь на две группы. Продуктивная деятельность. Каждая группа подходит к столам, выбирают картинки с изображением оружия, доспехов и наклеивают на лист-А3 с изображением Донды батыра и Зуй батыра. Педагог подключается поочередно к работе каждой группе, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить.
Вос-ль: Говорили мы про дела старые про дела бывалые. Что лучше того дела нету, чем родную Землю от врагов защищат. Какими качествами обладают батыры?
Дети: Кужмоесь,тыршисесь, ужасесь, чырткемесь, сэзьесь, визьмоесь,шаерзэс яратисесь…
Италмас: Удмурт батыръесты адзом (презентация)
Италмас: Зечокъес, туж умой тыршиды, тани тиледлы со понна книгаос, нош мон кошкисько. Зеч.
Нылпиос: Тау. Зеч.
Италмас кошке.
Восп-ль: Мар сярысь тодимы? Кыче со батыръес, кинэ удмурт батырез тодиды? Что узнали про удмуртских богатырей?
Дети: ми тодимы удмурт батырьес сярысь, удмурт батырьеслэн тирлыкьесы сярясь. Удмурт пословица верамы, батыресты оже дасямы.
Литература:
Земнова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-112с.
Белых В. Л. Удмурт батыръёс= Удмуртские батыры. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 24 с. : ил. (На удм. и рус. яз.)
Яшин Д. А. Удмурт фольклор. Ижевск, «Удмуртия» издательство, 1976.
Интернет ресурсы