Марина Белевцова
«Водные ресурсы Земли». Конспект открытого занятия образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспект открытого занятия образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: «Водные ресурсы Земли»
Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать представление о многообразии водоёмов.
2. Закрепить знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека.
Публикация «„Водные ресурсы Земли“, Конспект открытого занятия образовательной деятельности по познавательному развитию» размещена в разделах
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Материал и оборудование: Слайды с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; баночки с водой; масло растительное; салфетки; ложечки; пёрышки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята у нас на занятии сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются)
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного.
Скажите, как человек использует воду? (Ответы детей) Вода используется для мытья и питья. Водой орошают поля, сады. Любое производство без воды невозможно.
Ребята, мы с вами знаем, что без воды все живые организмы заболеют и погибнут.
А вы знаете, что водоёмы тоже могут болеть, как люди?
Источники загрязнения воды - сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.
Мы люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают и беречь их.
Многие наши реки, озера загрязнены, отдыхающие, разводят костры, а уходя, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Моют машины в воду попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо?
Опыт:
В емкость с водой наливается вода из «реки», в которой есть растительное масло, обозначающее бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть, бензин, масло плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?
В наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её.
Водоемы нужно охранять, оберегать. Сейчас посмотрим слайды и запомним правила поведения у водоемов. (слайды).
И мы с вами тоже будем следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
Воспитатель:
Наше путешествие продолжается! Занимайте, пожалуйста, места.
Путешествие нам поможет совершить волшебный экран.
(Показывает глобус)Ребят, вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли). Посмотрите на него. Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны.
Воспитатель:
На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек и озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода. Потому что на нашей планете, воды больше чем суши, а самое главное богатство - это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! Вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны, о которых мы с вами сегодня уже говорили.
Вода является основой жизни на Земле.
Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
Остановка 1. И первая наша остановка называется «Ручей».
Воспитатель: Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей)
Правильно, из родника. Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? (слайд Родник) Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить.
И вот бежит, торопится ручеёк. (слайд Ручей)
Чем же хорош ручей в лесу? (Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы утоляют жажду).
А вот и наш знакомый ручеек (слайд) бежит на встречу со своими друзьями. И во что они превращаются? (Соединяясь, ручьи превращаются в быструю горную речку) (слайд Горная река)
Горные реки имеют более низкую температуру воды, (это значит что вода холодная).
(слайд река равнинная + горная)
Равнинные реки неспешные, глубокие и широкие. Различаются реки и дном: горные имеют дно каменистое; у равнинных оно песчаное.
Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции)
Остановка 2.
А какая река протекает в нашей местности? (Ответы детей) Посмотрите внимательно, на картинку. Кто знает как называется наша река? Это наша красавица река Кагальник. (слайд река Кагальник)
Воспитатель: - Ребята, названия каких рек вы знаете? А на какой реке находится город Ростов на Дону? (ответы детей) Конечно же, это могучая, красивая река Дон (слайд река Дон).
Река очень длинная. У Дона есть младшие сестры — это реки: Тихая, Маныч, Старый Дон, Красивая Мечта и т. д. Все эти реки протекают по нашей Ростовской области. Может кто-то на них побывал? (ответы детей)
Остановка 3. Следующая остановка «Море»
(слайды с изображением морских пейзажей).
Педагог спрашивает у детей: «Чем отличается река от моря?» Моря это достаточно большие водные пространства, которые ограничены с нескольких сторон сушей. В морях вода соленая, а реках пресная;
- в реках вода течет по руслу, а в морях волны;
- в море берега не видно, а у рек – видно;
(Море) Физкультминутка
Воспитатель. Давайте, покажем какое бывает море:
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Кто из вас был на море? Как называется это море? Что делали и чем занимались? Какие еще названия морей вы знаете?
Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха.
Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством.
В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. (слайд)
И мы говорим, что на море – штиль.
Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. (слайд)
В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. (слайд) И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.
Дидактическая игра
В подводном мире кипит своя жизнь. Назовите характерные отличия обитателей рек и земноводных животных. (Жабры, плавники, чешуя) Морские обитатели хотят проверить, узнаете ли вы их, готовы отвечать на загадки?
Слайд №18
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (Дельфин)
Слайд №20
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (Акула)
Слайд №26
Голова в нём есть и хвост,
Удлиняет шею рост.
Клешни острые для драк –
Приготовил в речке (Рак)
Рефлексия:
Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу.
- Что вам понравилось? (Ответы детей) .
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового узнали?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
опыт с загрязнённой водой и пером