Светлана Синицкая
«Посуда». Конспект открытого занятия НОД учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД учителя-логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.
Автор: учитель-логопед Синицкая Светлана Анатольевна
Организация: МБДОУ д/с № 39
Населё нный пункт: город Ставрополь
Тема: Посуда.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине и пересказывать его по картинно-графическому плану;
2. Коррекционно-развивающие:
Публикация «„Посуда“, Конспект открытого занятия НОД учителя-логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда»;
- упражнять в употреблении распространённых предложений;
- активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;
- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать высказывания и рассказы других детей;
- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами посуды;
- вспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: предметные картинки с изображением разных предметов посуды, двухстороняя магнитная доска, магниты, картинка с наложенными крнтурами разной посуды, игрушечная посудка, мяч, мягкие прищепки, повязка на глаза, мешочек с разными фигурками, картинки с недорисованными частями посуды, фломастеры, мелкие предметы для выкладывания контуров посуды (фасоль, грибочки, косточки, сюжетная картинка, картинно-графические схемы к рассказу, волшебный ларец с хранительницей змейкой, конфеты.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение содержания, игра «Семья за столом», игра «Накрой стол».
Словарь - активный: предметный- стакан, вилка, бокал, блюдце, половник, дуршлак, ложка, нож, солонка, перечница, салфетница, сковорода, сахарница, заварочный чайник, кружка, чайник, кастрюля; глагольный: поставь, держи, положи, возьми; признаков: стеклянный, фарфоровая, чугунная, металлическая, пластмассовая, керамическая; пассивный: селёдочница, сухарница, конфетница, маслёнка, кофейник, салатница, сервиз.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент – дети входят в кабинет, становятся вокруг логопеда (создание мотивационного компонента).
Все в сборе взрослые и дети,
Мы можем начинать!
Но для начала надо «Здравствуйте» сказать!
- Ребята, сегодня у нас необчное занятие, как вы думаете почему? (к нам пришли гости, они наверное хотят посмотреть что мы умеем, чему научились за весь год). - Я вам приготовила много интересных игр и заданий - хотите поиграть, (да) – тогда устраивайтесь поудобнее!
2. У меня для вас есть загадки – хотите отгадать?
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Она бывает глубока, Три телёнка -
Больше греться не хочу. Она бывает и мелка, один хвост.
Крышка громко зазвенела: Однако, это не река
«-Пейте чай, вода вскипела». Зовут её - ….тарелка.
Коли я пуста бываю, Фу-ты, ну-ты, ручка в бок! Без рук, без ног -
Про тебя я забываю. Не беда, что нету ног. Лапшу крошит.
Но когда несу еду – Если пить захочешь сам - Сама не ем,
Мимо рта я не пройду. Поднеси меня к губам. А людей кормлю.
Будет вкусная еда с золотою коркою,если пользуешся ты (сковородкою).
Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в (тарелке).
По моей тарелке лодочка плывёт, лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)
3. Введение в тему:- Вы сегодня завтракали? – а что у вас было на завтрак? – из чего вы кушали и чем? – а из чего вы пили? В чём Ольга Васильевна приносит вам еду? –как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? – (о посуде). Хотите увидеть картинки, которые я для вас приготовила? Назовём их? (дети называют предметы посуды) – как мы можем назвать все эти предметы одним словом? –(посуда).
4. Основная часть. Новое: посуда - это предметы домашнего обихода; в зависимости от того как её используют она бывает кухонная (в которой готовят еду, чайная (из которой пьют, и столовая (с помощью которой едят еду). Есть ещё кофейная.
- Назовите мне кухонную посуду (с помощью которой готовят еду) сковорода, кастрюли (дети называют).
- Назовите чйную посуду (из которй пьют) – чашка, блюдце …
- Назовите столовую посуду (с помощью которой едят) – тарелки, ложки.
5. Дидактическая игра «Дружит или не дружит?». Все предметы посуды дружат между собой. Как вы думаете - вилка дружит с ложкой? Да, потому что это посуда.
- Чайник дружит с куклой? Нет, потому, что кукла игрушка, а чайник – посуда.
- Тарелка дружит с шапкой? – Вилка дружит с ножом? – Кружка дружит с мячом?
6. Дидактичкская игра «Глазастики». (развитие зрительного внимания, мышления). Несколько предметов посуды наложились друг на друга. Нужно «разглядеть» каждый и назвать. Но прежде нам нужно сделать гимнастику для глаз: «Пол, потолочек, окошко, стеночка, зажмурились (слабо, сильно)» - готовы глазки – (разглядывают, называют). Глазки работали им нужен отдых: помаргали, зажмурились…. (сюрпризный момент – «Семейка за столом» - Какую посуду они используют? – чайную, кофейную.)
7. Дидактическая игра «Слушай внимательно, делай старательно». Выполнение словестных инструкций логопеда с помощью игрушечной посуды.
- Возьми большую кастрюлю и поставь её между сковородой и дуршлаком;
- Возьми маленькую кастрюлю и положи в неё половник;
- Возьми одну тарелку и держи её над большой кастрюлей; и т. д. (по времени).
8. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» - Дети, скажите посуда одинаковая или разная, чем она отличается? (цвет, размер, материал) :
Если чашка сделана из пластмассы – она пластмассовая;
Если чайник сделан из металла – он металлический;
Стакан из стекла – он стеклянный и т. д.
9. Дидактическая игра «Чего не бывает». Логопед показывает на какую то часть посуды, а дети комментируют: Не бывает чайника без (носика)
Не бывает кастрюли без… (крышки)
Не бывает ножа без (лезвия)
Не бывает бокала без (ножки)
Не бывает дуршлага без (дырочек)
Не бывает вилки без….(зубчиков)
Не бывает сковородки без (дна)
Не бывает чайника без. (ручки)
Не бывает тёрки без (дырочек)
10. Дидактическая игра «Скажи наоборот» :
Сковорода тяжёлая, а нож (лёгкий);
Кастрюля большая, а ложка (маленькая);
Кувшин высокий, а чашка (низкая);
Тарелка мелкая, а чашка (глубокая);
11. Физкультминутка. Игра с мячом. «Назови ласково», «Один – много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет посуды в единственном числе, ребёнок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множественном числе. (стакан-стаканы, ложка-ложки…ит. д.). + «Назови ласково». (чашка-чашечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик и т. д.
12. Дидактическая игра «Щупальца Осьминожки». – Устали? Как вы думаете во что я хочу предложить вам поиграть? (дети называют игру). Один ребёнок прикрепляет прищепки на свою одежду, другой с закрытыми глазами «ищет» их, снимает и считает.
- А для вас (не учавствовавшие дети) у меня есть ещё одна игра, продолжим: «Волшебный мешочек – найди такой же предмет». У логопеда мешочек в котором много разных парных предметов. Педагог достаёт один предмет, даёт его ребёнку в руки и просит найти такой же. Ребёнок на ощупь ищет в мешочке этот предмет.
13. Дидактическая игра «Чего не хватает?». Логопед говорит детям, что бабушка Федора посуду не жалела, не мыла, била и посуда убежала от неё. На столах у детей лежат картинки с недостающими частями у посуды. Нужно дорисовать недостающую часть предмета и сказать полным предложением: «От Федоры убежал чайник. Я дорисовал носик у чайника. От бабушки Федоры убежала кастрюля. Я дорисовала ручку у кастрюли».
14. Дидактическая игра «Придумай и выложи». Выкладывание из мелких предметов формы любой посуды. (дети выкладывают разную посуду, а логопед «угадывает» что это за посуда).
15. Дидактическая игра «Где живут продукты?» Лопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живёт в … (сахарнице)
Соль живёт в … (солонке)
Сухари живут в … (сухарнице)
Масло живет в … (масленке)
Перец живет в … (перечнице)
Чай живет в … (чайнике)
Кофе живёт в … (кофейнике)
Селедка живет в … (селёдочнице)
Конфеты жтвут в … (конфетнице)
Салат живёт в … (салатнице)
16. Выход на связную речь. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на картинно-графические схемы. – А ещё у меня для вас есть картинка с закодованным рассказом. Хотите увидеть? На магнитной доске сюжетная картинка. Логопед предлагает рассмотреть её, дать название и попробовать придумать рассказ. (дети затрудняются и логопед предлагает «расколдовать» рассказ с помощью опорно-графических схем в которых к каждому слову соответствует определенный символ). - Хотите услышать расколдованный рассказ?
«Машин день рождения».
1. У Маши был день рождения.
2. Маша ждала гостей и накрыла стол.
3. Она поставила на стол 5 фарфоровых чашек, хрустальную конфетницу, большой медный самовар и стеклянную вазочку с вареньем.
4. К маше пришли ребята и подарили ей подарки.
5. Маша и гости пили горячий, душистый чай с конфетами и вареньем.
6. Чаепитие закончилось.
7. Дети стали петь и танцевать, водить хоровод.
8. На дне рождения было очень весело.
17. Пересказ рассказа по цепочке. (Если позволяет время, можно 2-3 детям пересказать весь рассказ).
18. Заключительная часть. (создание проблемного поля)
- Что было бы, если бы у нас не было посуды?
- Что было бы, если бы перепутались все домики для продуктов?
Сюрпризный момент: логопед говорит детям, что сегодня у нас вместе с гостями пришла змейка Шуша с волшебным ларцом в котором приготовила сюрпризы для детей. Ей очень понравилось как вы справлялись с играми и интересными заданиями, понравились ваши рассказы, но она забыла какие продукты хранятся в конфетнице? (дети отвечают). Замок на ларце открывается и Шуша угощает детей конфетами.