Анна Кантемирова
Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организации образовательной деятельности
в старшей группе
«Мы в мире, дружбе будем жить»
Цель:
Продолжать формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Мы в мире, дружбе будем жить“ (поликультура)» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
1. Объядинение опыта и знания детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля, России, города Саратова.
2. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.
3. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
4. Обобщать знания детей о городах Росси; познакомить детей русским народом.
5. Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов Поволжья.
Воспитательные задачи:
1. Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для
других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
3. Воспитывать у детей сознание «человека мира», чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
Развивающие задачи:
Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Развивать музыкально – творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности на занятии.
Оборудование:
Оформить группу по теме ООД. Аудиозаписи русской, казахской, татарской музыки. Национальные костюмы (русский, казахский, татарский.)
Предшествующая работа:
• Тематические музыкальные занятия на тему : «Кругосветное путешествие», «Что такое Родина», «Главная песня страны»,
• «Разноцветный хоровод».
• Беседы на тему:» Что, значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», «Младших надо защищать», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
• Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов, игра на народных музыкальных инструментах.
• Организация выставок на тему: Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов народов мира», фотоколлаж «Наш город».
• Физическая карта России, (на слайде) фонограмма песни.
Дети встают полукругом лицом к доске.
Воспитатель:
Тема нашей беседы «Мы в мире, дружбе будем жить»
Стихотворение
Каких народов только нет
В стране великой нашей.
Как пестрый солнечный букет
Калмыки и Чуваши.
Татары, Коми и Мордва,
Башкиры и Буряты -
Всем скажем добрые слова
Любому будем рады.
(Карта России.)
Воспитатель:
Посмотрите на карту.
Воспитатель:
Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, и многонациональная. И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один общий дом – Россия.
Воспитатель:
Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток
(показывает по карте.)
Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.
Воспитатель:
Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.
Стихотворение
Прекрасен горный край Кавказа
Здесь разные народы
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне
Вот рыболов тунгусский
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно русских.
Воспитатель:
На берегу, какой реки стоит наш город?
Дети:
Наш город Саратов стоит на берегу реки Волга.
Воспитатель: Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжья. Где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.
Сегодня мы с вами поговорим о народах проживающих на территории Саратовской области и в городе Саратове.
(Русский национальный костюм.)
(Эвелина и Артем)
(Вместе кланяются на три стороны)
(Эвелина)
Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,
Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!
Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,
Все красивы и умны, все талантливы, скромны,
Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?
Дети: ДРУЖНО!
Воспитатель:
Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.
Артём.
Мы одеты в русские национальные костюма: косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.
Воспитатель:
- Какой цвет преобладает в костюмах?
Дети: Красный.
Воспитатель:
Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.
(дети садятся на свои места)
Воспитатель:
А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.
Воспитатель:
Из чего строилась изба?
Дети: Из деревянных бревен.
(Дети походят к избе)
Воспитатель:
В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.
Загадка. Летом спит, зимой горит
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Воспитатель:
В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки:
Дети: «Гуси лебеди», «Колобок» «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Отгадайте вторую загадку.
Загадка: Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Воспитатель:
В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Воспитатель:
По старой русской традиции на Руси,
встречают дорогих гостей – хлебом –солью.
Гость отламывает маленький кусочек хлеба,
Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.
Воспитатель:
Как вы думаете, что означает этот символ?
Артё м: Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.
Эвелина: Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)
ФИЗ. Минутка. Хороводная игра «Четыре шага.»
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Вторыми по численности населения в Саратовской области татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.
Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)
- На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.
Воспитатель: «Исеммэсыс»!
Аня отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»
Воспитатель:
Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.
(Показывает на мультимидейном экране слайды)
Воспитатель:
У татарского народа существует свой орнамент.
- «Цветочно – растительный».Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов: тульпана, ромашки, фиалки.
Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)
Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:
Воспитатель: Каким?
Дети: Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.
Воспитатель: Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа
(Творческая работа детей. 5-6 минут)
На мультимедийном экране. Показывается образцы (фартук и полотенца.)
Воспитатель:
Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.
Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.
В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.
Аня и Вадим.
Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.
Возьми себе сани, а нам отдай телегу.
Воспитатель:
Снова мы друзей хороших в гости позовем,
(На середину выходят дети одетые в казахскую национальную одежду.) Воспитатель: Салеметсизбе кадырле конактар.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Наши дети одеты в казахские национальные костюмы.
Давайте посмотрим какими орнаментами
Украшены костюмы наших детей.
Ксюша.
Одежда украшалось вышивкой из золотых ниток различными, завитками, зигзагами. Народные орнаменты в костюмах отличаются друг от друга, потому - что у каждого народа свой образ жизни,
Свои обычаи и традиции.
Ксюша. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,
Русские казахи, и татары.
Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,
Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,
За друзей стоим горой, вместе дело спорится.
Воспитатель: Я предлагаю вернуться на свои места.
(Дети садятся на свои места.)
Единство
Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти : слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы - друзья.
Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы непобедимы!
Воспитатель: Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!
Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!
На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,
У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!
Дружите, друг с другом и будьте счастливы!
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо за внимание!
Дети: До свидание!