Волохова Олга Вячеславовна
Консультация для педагогов «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
О роли малых фольклорных жанров
В жизни детей раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста более 15 лет, пришла к выводу: организовать режимные моменты провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и. т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно: т. н. малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей.
Публикация «Консультация для педагогов „О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичка так мы их называем.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка-хороший.
Ванечка-пригожий!
***
Наша деточка в дому
Что оладышек в лиду,
Красно яблоко в саду.
***
Мой сыночек маленький,
Чуть побольше валенка.
В лопаточки обуется,
Как пузырь надуется.
Коленька хороший,
Коленька пригожий,
Пройди по дорожке,
Топни, Коля, ноженькой.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? Русский человек позаботился и об этом.
Потешки на сон грядущий
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Баб, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок-
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди-
Наших деток не буди.
***
Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок.
Уже поздно, сынок.
Ложись на бочок.
Баю-бай,
Засыпай…
***
А качи, качи, качи,
Петушок, не кричи,
А приди к нам ночевать,
Нашу Катеньку качать.
Петя-петушок качал,
Катю убаюкивал.
Потешки после сна
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонько запел
Песню Юрочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Тяги, тяги, потягушеньки. На дочку порастушеньки. Ты расти здоровая во все времечко, как пшеничное тестечко.
Ну вот, наконец дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучаться делать это тоже надо.
Потешки при умывании
Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Чистая водичка
Умоет сама личико,
Анечке-ладошки,
А пальчики – Антошке.
***
С маслицем, сметаною. Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка-за капусту,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
За окном - солнечный денек.
Время гулять! Но сначала - одеться.
Пора уже учиться делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешками легче и веселее.
Вот они, сапожки:
Этот- с левой ножки,
Этот- с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот как хорошо!
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Дети устают, ссорятся. У них, как у всех взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет или шумит.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки-
Для машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
***
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка-
Это Вова – ревушка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
***
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок.
А кто слово скажет-
Тому щелчок.
И при организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки используются достаточно широко.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ-топ-топ,
Никогда не упадет.
По качкам, по качкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку-бух!-
Проволился петух.
***
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
***
Этот пальчик - дедка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот это - наш малыш,
А зовут его Денис!
(Взрослый загибает пальчики на руке малыша)
Экологическое воспитание
Дети ясельных групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним (о животных надо заботиться, их «благополучие» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
Курочка - тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Своих деток подзывает:
-Куд-куда, куд-куда!
***
Божья коровка,
Черная головка!
Лети, лети за море:
Там тепленько,
Здесь холодненько.
Сова-совушка,
Белая головушка.
Сова умывалась.
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички.
В теплы рукавички.
***
Зайчишка - трусишка
По болоту бежал,
В огород забежал.
Сидит, грызет.
Иди прочь!
Хозяин идет.
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Вскочил к Маше на шесток,
Уклюнул блинок.
***
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнола
И за ушко подрала.
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше!
Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам там в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…
Сосна, сосна,
Отчего ты красна?
Отчего я красна,
Что под солнышком росла!
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти.
***
Ой ты радуга-дуга,
Не давай дождя-
Давай солнышка-колоколнышка.
***
У нашего Гришеньки.
Под окошком вишенки.
У Семена в саду-клены.
У Алены-дуб зеленый.
У Марины - куст малины.
У Арины - две рябины,
А у Вани на плетень
Зелененький вьется хмель.
Ой ты зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Как по этой по метели.
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
***
Закатилось красно солнышко
За темные леса
В лесу пташка приумолкли,
Все садились по местам,
По таким же по местечкам,-
По ракитовым кустам.
***
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Любовь к родине начинается с малого. Может быть, с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков…
Ай, баю-баю-баю,
Жил дедочек на краю.
Он не беден, не богат.
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят. кашку с маслицем едет.
***
Уж ты дедушка степан,
У тебя серый кафтан.
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили.
Шапка на тебе с пером.
Рукавички с серебром.
Уж ты ходишь, семенишь,
Рукавичками звенишь,
Ребятишкам говоришь:
Собирайтесь все сюда,
Покушайте киселя!
***
Месит баба тесто,
Есть в печке место.
Печет, печет каравай.
Переваливай, валяй!
***
Ай таточки, таточки!
Встал мальчик на пяточки,
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Итак,
-малыш еще и слов-то знает мало-колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
- малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется-пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему еще не очень понятен;
-малыш день ото дня растет, вот он уже начал играть-пестушка и тут приходит ему на помощь;
- малыш учиться ходить, умываться, одеваться-песенка подсказывает, как это делать лучше;
- малыш учиться быть человеком - слушая потешки и песенки, получает-ненавязчиво - добрые и мудрые наставления.