МААМ-картинки

Консультация для педагогов «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

Волохова Олга Вячеславовна
Консультация для педагогов «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

О роли малых фольклорных жанров

В жизни детей раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста более 15 лет, пришла к выводу: организовать режимные моменты провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и. т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно: т. н. малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей.

Публикация «Консультация для педагогов „О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста“» размещена в разделах

Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичка так мы их называем.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка-хороший.

Ванечка-пригожий!

***

Наша деточка в дому

Что оладышек в лиду,

Красно яблоко в саду.

***

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка.

В лопаточки обуется,

Как пузырь надуется.

Коленька хороший,

Коленька пригожий,

Пройди по дорожке,

Топни, Коля, ноженькой.

Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? Русский человек позаботился и об этом.

Потешки на сон грядущий

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***

Баб, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок-

На пуховую кровать.

Будет Маша крепко спать.

***

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди-

Наших деток не буди.

***

Ночь пришла,

Темноту привела;

Задремал петушок.

Уже поздно, сынок.

Ложись на бочок.

Баю-бай,

Засыпай…

***

А качи, качи, качи,

Петушок, не кричи,

А приди к нам ночевать,

Нашу Катеньку качать.

Петя-петушок качал,

Катю убаюкивал.

Потешки после сна

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонько запел

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

Тяги, тяги, потягушеньки. На дочку порастушеньки. Ты расти здоровая во все времечко, как пшеничное тестечко.

Ну вот, наконец дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучаться делать это тоже надо.

Потешки при умывании

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка

Умоет сама личико,

Анечке-ладошки,

А пальчики – Антошке.

***

С маслицем, сметаною. Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка-за капусту,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

***

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные,

За окном - солнечный денек.

Время гулять! Но сначала - одеться.

Пора уже учиться делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешками легче и веселее.

Вот они, сапожки:

Этот- с левой ножки,

Этот- с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот как хорошо!

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Дети устают, ссорятся. У них, как у всех взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет или шумит.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки-

Для машиной потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

***

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка-

Это Вова – ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

***

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

А кто слово скажет-

Тому щелчок.

И при организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки используются достаточно широко.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ-топ-топ,

Никогда не упадет.

По качкам, по качкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух!-

Проволился петух.

***

Стань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

***

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот это - наш малыш,

А зовут его Денис!

(Взрослый загибает пальчики на руке малыша)

Экологическое воспитание

Дети ясельных групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним (о животных надо заботиться, их «благополучие» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Курочка - тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

-Куд-куда, куд-куда!

***

Божья коровка,

Черная головка!

Лети, лети за море:

Там тепленько,

Здесь холодненько.

Сова-совушка,

Белая головушка.

Сова умывалась.

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички.

В теплы рукавички.

***

Зайчишка - трусишка

По болоту бежал,

В огород забежал.

Сидит, грызет.

Иди прочь!

Хозяин идет.

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Вскочил к Маше на шесток,

Уклюнул блинок.

***

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок

И запрятал в уголок.

А бабушка догнола

И за ушко подрала.

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше!

Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам там в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…

Сосна, сосна,

Отчего ты красна?

Отчего я красна,

Что под солнышком росла!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти.

***

Ой ты радуга-дуга,

Не давай дождя-

Давай солнышка-колоколнышка.

***

У нашего Гришеньки.

Под окошком вишенки.

У Семена в саду-клены.

У Алены-дуб зеленый.

У Марины - куст малины.

У Арины - две рябины,

А у Вани на плетень

Зелененький вьется хмель.

Ой ты зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Как по этой по метели.

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

***

Закатилось красно солнышко

За темные леса

В лесу пташка приумолкли,

Все садились по местам,

По таким же по местечкам,-

По ракитовым кустам.

***

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Любовь к родине начинается с малого. Может быть, с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков…

Ай, баю-баю-баю,

Жил дедочек на краю.

Он не беден, не богат.

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят. кашку с маслицем едет.

***

Уж ты дедушка степан,

У тебя серый кафтан.

Тебя деточки любили,

За тобой гурьбой ходили.

Шапка на тебе с пером.

Рукавички с серебром.

Уж ты ходишь, семенишь,

Рукавичками звенишь,

Ребятишкам говоришь:

Собирайтесь все сюда,

Покушайте киселя!

***

Месит баба тесто,

Есть в печке место.

Печет, печет каравай.

Переваливай, валяй!

***

Ай таточки, таточки!

Встал мальчик на пяточки,

Стал на пяточках ходить,

Одну бабушку любить.

Итак,

-малыш еще и слов-то знает мало-колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;

- малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется-пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему еще не очень понятен;

-малыш день ото дня растет, вот он уже начал играть-пестушка и тут приходит ему на помощь;

- малыш учиться ходить, умываться, одеваться-песенка подсказывает, как это делать лучше;

- малыш учиться быть человеком - слушая потешки и песенки, получает-ненавязчиво - добрые и мудрые наставления.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыкиКонсультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? "Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.

Консультация для учителей «Новые роли педагогов РФ» Вызванный коронавирусом кризис стал драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Пандемия.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 09:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Волохова Олга Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД