Марина Гапонова
Конспект открытого занятия «Чудо природы вода, а какая она?» Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Чудо природы вода, а какая она?» (средняя группа)
Цели:
• в процессе опытов познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
• формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;
• учить детей делать выводы по результатам наблюдений.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Чудо природы вода, а какая она?“ Средняя группа» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучающие: Расширить и углубить знания детей о свойствах воды. Развивающие: Развивать умение проводить небольшие эксперименты, уметь анализировать и делать выводы. Развивать познавательный интерес и любознательность, эстетическое отношение к окружающему миру.
Воспитывающие: Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Активизация словаря: лаборатория, схема, свойства воды (жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, растворитель).
Предварительная работа:
• повторить и закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
• беседы: “Значение воды в жизни человека”, “Уроки Мойдодыра”;
• чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
• рассматривание иллюстраций в альбоме “Вода”, книги “Окошко в твой мир”, “Океан”, в Большой детской энциклопедии;
• чтение стихотворений: В. Викторова – “Цветок”, С. Маршака “Круглый год”, А. Н. Плещеева – “Сельская песня”.
• загадки о воде.
Ход занятия:
Обнаруживаем с детьми, что нет воды в кране (когда заходим в группу на занятие).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте! (садитесь на стульчики)
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами обнаружили, что у нас пропала вода. Ребята, а может быть, кто то из вас забыл хорошо закрыть кран? Вспомните наш эксперимент.
• Расскажите, что тогда произошло? (за одно занятие, у нас накапало в стаканчик по одной капельки много воды.)
• А знаете, я только что вспомнила! Сегодня утром, когда еще никого не было, я в тишине услышала тонкий смех. На кране раковины я увидела маленькую прозрачную капельку воды. И тут из-под раковины вылез маленький лохматый, грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил её, и спрятал в большое ведро, приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя».
• Ребята, может быть, это его проделки? (Ответы детей).
В группе заранее разложены коричневые следы.
Воспитатель: Ой, ребята, что это? Следы, какие то? Давайте посмотрим, куда они нас приведут? (Дети идут по ним и находят конверт с письмом и планом). Воспитатель читает: «Я Грязнулька, забираю себе всю воду и буду ею владеть. Я думаю, что вода вам не нужна. Но даю вам возможность вернуть её себе. А для этого докажите, что вода вам действительно необходима. Наверное, у вас это не получится. Но вы можете попробовать».
Воспитатель: «Вот - это да! Пошлите ребята, будем разбираться (посадить на стульчики)
• Ребята, а может, нам с вами не нужна вода и не будем мы ее возвращать? (Ответы детей)
• А для чего нам нужна вода? (Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.)
• А кому ещё нужна вода? (животным, птицам, растениям)
Воспитатель: Вода нужна ВСЕМ.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что произойдёт, если вода исчезнет с нашей планеты? (Погибнут люди, животные, растения)
Воспитатель: Верно, всё живое погибнет.
• А мы с вами как можем помочь всему живому? (Воду нужно беречь и расходовать экономно).
• Кто знает, как мы с вами может беречь воду? (Не оставлять краны открытыми, уменьшать напор воды, когда моем руки или посуду).
Воспитатель: Все верно. Я предлагаю в нашу умывальную комнату повесить вот такой знак. Как вы думаете, о чём он напоминает? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а мы ведь с вами много знаем стихотворений о воде. Давайте вспомним одно из стихотворений, которое расскажут Егор, Лиза и Сережа.
Егор:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Лиза:
Растворяет сахар в чае –
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Сережа:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Да, ребята, действительно без воды нам не прожить. Значит, продолжаем искать Грязнульку. А хотите стать настоящими исследователями и узнать еще больше о воде? Для этого нам нужна лаборатория.
• Ребята, а вы знаете, что такое, лаборатория? (место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)
• Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
• Хотите попасть в лабораторию и стать настоящими учеными? (Да)
Воспитатель: Тогда вставайте: (физкультминутка - превращение)
Наклонитесь, раз, два, три.
Повернитесь, раз, два, три.
Покружитесь, раз, два, три.
И в ученых превратитесь… (проходите в нашу лабораторию, садитесь за столы и надевайте халатики, ведь вы теперь настоящие ученые).
Воспитатель: Мы в нашей лаборатории будем проводить опыты с водой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость», «Вода – не имеет формы».
Воспитатель:
• Давайте попробуем, ребята, налить воду из бутылки в стакан. (Дети наливают воду в стакан).
• Что происходит? (вода льётся)
• Почему вода льется? (Потому что она жидкая).
• Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в реках и ручейках, текла бы из крана? (Нет)
• Какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
• Обозначим первое наше открытие вот такой схемой….(Схема 1)
Воспитатель:
• Обратите внимание, в стакане какую форму имеет вода? (В стакане вода имеет форму стакана).
• А в бутылке, какую форму имеет вода? (Форму бутылки).
• Какой мы можем сделать вывод: вода, в жидком состоянии не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 2)
Опыт № 2: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель:
• Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Какой запах у воды? (Вода не пахнет).
• Какой мы можем сделать вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 3)
• А сейчас я добавлю каждому в стаканчик волшебного масла. Что изменилось? (Она пахнет апельсином, елью).
• Какой мы можем сделать вывод: (вода может принимать запах того вещества, которое мы добавили).
Опыт № 3: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель:
• Ребята, а скажите мне какой вкус соли, сахара, лимона? (Соль – соленая, сахар – сладкий, лимон – кислый).
• А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается налить воду в стаканчик из бутылки и попробовать ее).
• Какая она на вкус? Сладкая? Солёная? Горькая? (Не сладкая, не солёная).
• Если она без вкуса, какая она? (безвкусная).
• Какой мы можем сделать вывод: (вода не имеет вкуса, она безвкусная).
• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 4)
• Давайте проведё м с вами следующий опыт: возьмите ложечки и насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Вода стала сладкой).
• Как вы думаете, что вы добавили в воду? (сахар).
• Ребята, вода может менять свой вкус. Она может быть сладкой, солёной, кислой или безвкусной, в зависимости от того, что мы в неё добавили.
• Ребята, а почему не видно сахара в воде? (Он растворился).
• Правильно, умница. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель.
• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 5)
• Ребята, а как вы думаете, все ли вещества растворяет вода? (Ответы детей)
• Давайте проверим, проведем следующий опыт. Положите теперь в стакан с водой песок и размешайте. Что произошло? (Ответы детей)
• Какой мы можем сделать вывод: (Некоторые вещества вода не может растворить).
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, как называется игра, в которую мы будем играть:
В воде она живёт,
Без воды пропадёт,
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка)
Физминутка «Рыбка» (в кругу)
Рыбка плавает в водице, (Сложенные вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла, (делают хватательные движения обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Опыт № 4: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель:
• Вы налили стакан с водой, другой стакан у вас с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что вы заметили? (Ложку видно, она просвечивает).
• А теперь – в стакан с молоком. Что изменилось? (Ложку не видно)
• Значит вода какая? (чистая, прозрачная, вода не имеет цвета, она бесцветная).
• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 6)
Опыт № 5: «Цветная вода»
Воспитатель:
• Ребята, воду можно окрасить в разные цвета. Кто знает, как это сделать? (Взять кисточку, намочить её в водичке и окунуть в любую краску).
• Что получилось? (вода окрасилась) (синий, зелёный, жёлтый и т. д.)
• Какой мы можем сделать вывод: (вода может окрашиваться в разные цвета).
• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 7)
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним всё, что мы узнали о воде.
Дети: Вода - это жидкость, прозрачная, без цвета, без вкуса и без запаха. Вода может принимать вкус и запах того вещества, которое в неё добавили, вода может растворять некоторые вещества.
Воспитатель: Ребята, я слышу какие-то шаги в умывальной, может это Грязнулька.
(выношу сама Грязнульку).
Воспитатель: Ребята, попросите Грязнульку вернуть нам нашу воду, ведь мы доказали, что без воды нельзя прожить.
Дети: Грязнулька, верни нам нашу воду!
Грязнулька: Я верну вам вашу воду, только не хочу я быть больше Грязнулькой, не хочу быть плохим.
Воспитатель: Ребята, как мы можем ему помочь? (умыть его).
Во время умывания дети читают потешку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
• Теперь он не Грязнулька. Давайте придумаем ему новое имя. (Чистюлька.).
Воспитатель: Мы тебя умыли дали новое имя. Теперь ты вернешь нам воду? (Конечно). Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте закончим наше занятие пословицей : «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!» (повторяем все вместе).
• А теперь пойдем проверять воду и повесим наш знак (идём в моечную, проверяем: вода бежит из крана).
До свидания!
Для занятия :
1. Конверт (письмо)
2. Халаты (8 шт)
3. Бейджики (8 шт)
4. Стаканы, бутылки с водой (8 шт)
5. Молоко в стаканах (8 шт)
6. Ложки (8 шт)
7. Масло апельсиновое, хвойное
8. Одноразовые стаканы
9. Сахар, песок
10. Кисточки и краски (8 шт)
11. Таз с водой.