Папки-передвижки

Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Лидия Лемех
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения через слово. Музыку, живопись.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого. Она волнует нас, мы переживаем и мечтаем вместе с ней, учимся видеть мир вокруг нас. Встреча с музыкой делает человека красивее, чище, добрее.

Публикация «Конспект открытого урока по литературному чтению „К, Паустовский „Корзина с еловыми шишками“» размещена в разделах

Изучая рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы с вами, ребята, приоткрыли дверь в мир прекрасного, в мир прекрасных людей и прекрасной музыки. Так давайте войдем в этот волшебный мир прекрасного!

II. Работа над текстом.

- Внимательно посмотрите на слайд и назовите главных героев произведения. (Главные герои этого произведения композитор Эдвард Григ и дочь лесника Дагни Педерсен).

- А кто такие Магда и Нильс? (Это родственники Дагни Педерсен).

- Ребята, а где происходит действие рассказа? (Действие происходит в Северной Норвегии в городе Берген).

Норвегия – это страна, которая граничит с Россией. Море раскинулось вдали мягкое, голубое, блестящее. В горах снег лежит даже летом. Возле моря выступают красные гранитные скалы самых причудливых форм.

Ученик 1: А разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки? Они суровы, молчаливы, но глаза их и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. Такой видел свою страну Эдвард Григ.

Ученик 2: Григ – это Норвегия в музыке: её природа, её простые люди, их дела и обычаи.

Итак, произведение «Корзина с еловыми шишками».

- Ребята, кто сможет кратко передать содержание этого рассказа? (Этот рассказ о том, как Эдвард Григ встретил в лесу маленькую девочку Дагни Педерсен. Он пообещал ей лет через подарить одну интересную вещь. «Я напишу музыку, - решил Григ, и подарю ей это произведение, когда девочке исполнится 18 лет». В 18 лет Дагни окончила школу. Отец отправил девушку погостить к Магде и Нильсу. Однажды Магда, Нильс и Дагни пошли на концерт симфонической музыки. Мужчина в черном фраке объявил, что сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Эдварда Грига, посвященная Дагни Педерсен – дочери лесника. Дагни плакала от счастья, слушая эту музыку.)

- Ребята, что больше всего вас удивило в этом рассказе? (То, что этот великий человек, имя которого знает уже весь мир, не забыл о маленькой простой девочке, которую однажды случайно встретил в лесу, и выполнил свое обещание.)

- Давайте вспомним, где встретился Григ с маленькой 8-летней девочкой? (В осеннем лесу.)

- Чем понравилась композитору эта славная девочка? (Она еще маленькая, но очень трудолюбива – тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива.)

- Из чего это видно? (Сразу рассказала незнакомцу о доме, о своих игрушках, пригласила в гости. Ей хотелось показать незнакомцу вышитую скатерть, рыжего кота и стеклянную лодку. Она очень мила и красива.)

- Докажите. (У неё зеленые, большие, как у куклы, глаза, в которых поблескивает огоньками листва.)

- А самое главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

- А сейчас постараемся воссоздать в нашем воображении все события рассказа К. Паустовского.

III. Работа над содержанием рассказа.

1. Работа над 1 частью.

- Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.

- Чем вам понравился этот лес? (Грибной воздух, в лесу слышен шум прибоя, дрожат осиновые листочки, поют птицы, мох свешивается зелеными прядями до самой земли, в лесу живет веселое эхо.)

- Какими красками нарисован лес? (Золотыми.)

- Какие звуки наполняют лес? (Эхо, пение птиц, шелест листьев, шум прибоя.)

- А запахи? (Запах цветов, ягод, грибов, моря.)

- Почему приходил Григ в лес не однажды? (Любоваться красотой природы.)

- Да, ребята, Григ всегда любовался очарованием природы, прислушивался к лесным звукам, и в нем просыпалась прекрасная музыка.

- Скажите, а что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку.)

- А почему Эдвард Григ отсрочил подарок на 10 лет? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Такие подарки, как игрушки, легче дарить. Григ же задумал очень сложный подарок – музыку. Дети еще не понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает подарить свой подарок через 10 лет.)

- Какой совет дал Григ девочке? (Учись терпению.)

- Как мы озаглавим 1 часть? (Встреча в лесу.)

2. Работа над 2 частью.

- Переходим к работе над 2 частью рассказа.

(Чтение учителем начала 2 части рассказа, 3 абзаца.)

- О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? (Влюбленный в музыку человек – вынес из комнаты все, что могло приглушить звуки музыки, гостеприимный – оставил старый диван для гостей.)

- Что было главным украшением дома? (Рояль.)

- А почему? (Самым главным в жизни композитора была музыка. Рояль мог петь обо всем, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».)

- Скажите, какие выражения помогают нам представить зимний город как живое существо? (Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая, снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.)

- Ребята, Паустовский не случайно включил красивое описание зимнего города в это место рассказа. Композитору очень важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке.

- Долгий зимний месяц писал Эдвард Григ музыку для Дагни. Сочиняя музыку, композитор так ясно видел перед собой юную девушку, будто бы рисовал её портрет с помощью музыки.

- Назовите первых слушателей музыки Грига. (Синицы на дереве, загулявшие матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка.)

- Слушатели были разные и каждый воспринимал музыку по-своему. Прочитайте, как слушали новое произведение синицы?

- Как действовала музыка на матросов?

- А какое чувство вызывала музыка у прачки?

- А почему эта женщина, слушая музыку, покачивала головой? (Восхищалась красотой звуков.)

- Даже падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звуки, льющиеся из дома композитора. Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных посетителей концертов. Они не могли понять чувства композитора, что его радовало, о чем он грустил.

- Как озаглавим эту часть? (Григ пишет музыку для Дагни.)

3. Работа над 3 частью произведения.

- Переходим к 3 части рассказа.

- Что изменилось в жизни Дагни через 10 лет? (Она окончила школу, ей исполнилось 18 лет.)

- Какой Дагни стала? (Это была стройная, красивая девушка с тяжелыми русыми косами.)

- Кем работали родственники девушки? (Тётя – театральная портниха, дядя – театральный парикмахер.)

- Вся их жизнь была связана с театром, они жили под крышей театра в маленькой комнатке.

- Озаглавьте эту часть. (В гостях у родственников.)

4. Работа над 4 частью рассказа.

- Итак, 4 часть.

- В городе Дагни любила ходить в театр. После всех театральных спектаклей она плакала.

- А как вы думаете, почему? (Девушка была очень впечатлительной, эмоциональной, её очень волновали событии, которые происходили на театральной сцене.)

- И вот, Дагни собирается на концерт симфонической музыки вместе с дядей и тетей. Симфония – это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.

- Давайте представим себе Дагни в тот незабываемый для неё июньский вечер. Это была взрослая, красивая девушка, одетая в длинное черное театральное платье из таинственного бархата, с сияющими большими зелеными глазами.

- Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни добрый дядюшка Нильс? (В белые ночи надо обязательно быть в черном, а в темные – сверкать белизной платья.)

- Кто знает, что такое белые ночи? (Ночью светло, стоят легкие сумерки.)

- А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах города Петербурга «Одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса».

- Итак, девушка красива, концерт проходил в парке на вечерней заре, стояли белые ночи. Всё так необычно и чудесно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело писатель построил свой рассказ. И чудо действительно произошло.

- Какое чудо произошло? (Дагни получила долгожданный подарок.)

- Какие были впечатления у Дагни от симфонической музыки, которую она услышала впервые? (Восхищение.)

- А что удивило девушку? (Что композитор не забыл её и выполнил свое обещание.)

- О чем жалела Дагни, слушая эту музыку? (Она жалела лишь о том, что композитор умер, и она не может его отблагодарить за такой прекрасный подарок)

- А теперь послушайте, что же услышала Дагни в посвященной ей музыке?

- Почему Дагни плакала, слушая музыку Эдварда Грига? (Это были слезы восхищения и благодарности.)

- Как вы думаете, встретилась ли девушка с великим композитором, слушая эти чарующие звуки, которые наполняли все вокруг? (Да, это была их духовная встреча. Слушая эту музыку, Дагни сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.)

- Встреча девушки и композитора не совпала по времени. Она состоялась лишь в душах этих людей. Это еще раз подчеркивает то, что Григ был не только великим музыкантом, но и человеком с широкой, красивой и открытой душой.

- Ребята, послушайте, о чем думала Дагни, покидая осенний парк, в котором проходил концерт. (Чтение учителем последних абзацев.)

- Как вы поняли, счастливый или нет конец у этого рассказа? (Счастливый. Дагни получила обещанный подарок. «Слушай, жизнь! Я люблю тебя!»)

- Озаглавим последнюю часть. (Встреча с музыкой.)

IV. Итог урока.

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Сумели понять основную мысль писателя о внутренней и внешней красоте человека.

- И в заключении нашего урока хочу рассказать о том, что великий норвежский композитор Эдвард Григ всю свою жизнь с огромным уважением относился к России. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе. Там Эдвард Григ мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зеленых лесах Норвегии.

Домашнее задание: Самостоятельно прочитать следующее произведение о П. И. Чайковском.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговая работа по литературному чтению за курс 1 класса Геннадий Снегирев (работа сопровождается картинками) ___ Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и литературному чтению «Чтение стихотворений А. Барто» Цель: продолжать знакомить детей со стихами А. Барто, закреплять интерес к стихам. Задачи: Образовательные: закрепить умение читать стихотворение.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М. М. Зощенко «Золотые слова» Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение) Планируемые результаты Предметные: продолжат.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «Правила дорожного движения». Направление – Научно - познавательное. [/b] Класс – 1. Цель: Развитие интереса к подвижным играм и универсальных.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе «И. А. Бунин. Листопад» УМК Школа России Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий. Цель урока: освоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Опубликовано: 1 июля 2019 в 18:09
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Лемех в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД