Светлана Чубуткина
Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: правильно и четко произносить звук «с» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнить правильное произношение и характеристику звука «с»;
- автоматизировать звук «с» в слогах, словах и предложениях;
- совершенствовать умение определять позицию звука в слове;
- закреплять навыки практического употребления притяжательных местоимений «мой», «моя», «мои», согласования существительных с количественными числительными в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Звуки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
- совершенствовать общие речевые навыки, умение передавать ритмический рисунок, координировать движения с ритмом речи;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, графомоторные навыки.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, работать и играть в коллективе;
- воспитывать навыки само- и взаимоконтроля.
Оборудование: ноутбук, диск с записями музыкальных произведений, магнитная доска, индивидуальные зеркала, корзиночки, игрушки (слон, собака, лиса, мяч, зрительные символы согласного твердого и гласных звуков, схемы слоговых рядов, демонстрационные картинки (ветер, кран, домики, предметные картинки и картинки для счета со звуком «с», предметы для развития речевого дыхания (ванночки с водой, сухие листья, лодочки, султанчики, вертушки, предметы для развития мелкой моторики (грецкие орехи, карандаши, «су-джок», пластмассовые бутылочки, ватные шарики, карточки с контурами изображений предметов, ширма.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит спокойная тихая музыка. Дети входят в зал, оформленный в виде осеннего леса.
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
- Хотите сегодня заниматься в осеннем лесу?
- Ой, что это за звуки? (Дети прислушиваются и перечисляют звуки: треск стула, удары капель о стекло, щебетание птиц и т. д.)
- А какие бывают звуки? (Логопед обобщает: звуки бывают природные, бытовые и которые произносят люди.)
2. Упражнение «Что ты слышишь?».
Следом за летом осень идет,
Новые звуки она нам несет.
- Я открываю охоту на осенние звуки. (Логопед за ширмой производит разнообразные действия: переливает воду, шуршит сухими листьями, гремит орешками и т. д., включает аудиозапись шума дождя, журчания воды и т. д. Дети отгадывают и называют эти действия.)
3. Упражнение «Ветерок».
Логопед выставляет две картинки с изображением ветра. (Звучит тревожная музыка.)
Под напором злого ветра
Скоро голым стает лес.
- Какой ветерок правильно дует?
- А почему этот неправильно? (Он раздувает щеки.)
- Давайте ему покажем, как надо дуть. (Дети выбирают предметы: «лыжники», «дерево с листьями», ванночки с водой и сухими листочками и т. д., при выполнении упражнения контролируют рукой нижнереберное дыхание.)
- Вы очень хорошо слышите звуки, плавно дуете, а что еще надо приготовить, чтобы произнести звук «с». Логопед выставляет картинку «из крана течет вода». (Надо приготовить свои губы, зубы, язык.)
4. Артикуляционные упражнения.
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори.
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Логопед называет, а дети выполняют упражнения под счет «Уложим язычок спать», «Почистим зубки», «Заборчик».
5. Упражнения «Звук «с», «Собери слоги».
- Сейчас потечет водичка «с-с-с.». (Дети хором и индивидуально произносят звук «с».)
- Вы меня звали? (Логопед выставляет зрительный символ звука «с» - синий кружок на ножках в шапочке без колокольчика.)
- Кто к нам пришел? (Звук «с». Повторное произнесение звука индивидуально и хором.) Расскажите о звуке «с». (Дети дают характеристику звука.)
- Эй, мои друзья - гласные звуки, спешите сюда! (Логопед выставляет зрительные символы гласных звуков - красные кружки на ножках в шапочках с колокольчиками. По положению «губ» на символах дети определяют и произносят гласные звуки.)
- Смотрите, они встали вместе. Произнесите их! (Дети по символам звуков образуют и произносят слоги: ас, ос, ус, са, сы,.
- Что вы произносили? (Слоги.)
6. Упражнения «Телефон», «Спой песенку».
- Правильно, а слоги бывают разные. Послушайте стихотворение, которое подготовила Маша. (Стихотворение отработано на индивидуальном занятии.)
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
- Произнесите слоговые ряды по этим схемам. (Логопед выставляет схемы слоговых рядов с ударным слогом в разных позициях: __'__ __; __ __'__; __ __ __'.)
- Слоги можно не только произносить, но и петь.
Споем сейчас мы песенку,
А песенка без слов.
(Дети поют слоги со стечением согласных (ста, сна, смо, сты, и т. д.) на мелодию хорошо знакомой песни об осени.)
7. Упражнение «Выбери картинку».
- Ребята, лесные звери просят у нас помощи. Они не могут выполнить домашнее задание учителя. Помогите им выбрать картинки со звуком «с». (Около игрушек (лиса, слон, собака) разложены предметные картинки со звуком «с».)
- Как мы им поможем? Давайте посчитаемся и определим, к какому животному вы пойдете. (Использовать считалки, отработанные на индивидуальных занятиях. Дети определяют свои игрушки.)
а) Вот со звуком «с» считалка:
Сани, сок, сова, скакалка,
Выходи на слово стук,
Назови в нем первый звук!
б) Слушай и запоминай
И красиво называй
Все слова со слогом «са»-
Полоса, коса, оса.
Все слова со слогом «со»-
Соня, сода, колесо.
Все слова со слогом «сы»-
Косы, бусы и весы.
в) Поезд катится по рельсам,
Поезд быстро мчится к лесу.
Остановка. Сосны. Лес.
Выходи на букву «с».
- Звери вам прислали корзиночки с «проводниками-комочками», чтобы вы не заблудились. Только они сами не могу катиться, помогите им ветерком, и вы быстро доберетесь к своим животным. (Нажимая на пластмассовые бутылочки, дети катят ватные шарики воздушной струей к игрушкам. Выбирают картинки со звуком «с» и раскладывают их у себя на столах, определяя позицию звука в слове.)
8) Ритмическое упражнение «Согревающая двигалка».
- Молодцы! Помогли лесным жителям. Пора и отдохнуть. (Логопед задает ритм, произносит слова, а дети после каждой строчки отбивают разными частями тела ритм.)
Мы замерзли с вами? Да, да, да — да
И стучим зубами: | | | ___ |
Хлопаем руками: | | | ___ |
Топаем ногами: | | | ___ |
9) Самомассаж кистей и пальцев.
- Еще не согрелись руки? Тогда продолжим:
а) Растирание ладоней движениями вверх-вниз, боковых поверхностей сцепленных пальцев;
б) Катание между ладонями грецкого ореха, шестигранного карандаша с постепенным увеличением усилий и темпа;
в) Самомассаж каждого пальца «су-джок» кольцом.
10) Упражнение «Кто внимателен?».
- Посмотрите, какие три домика на поляне. Кто в них живет? (Мальчик, девочка, дети.)
- К домику мальчика поставим картинки, про которые можно сказать «мой». (Вот мой слон. Это мой стол и т. д. Дети выбирают и ставят картинки к соответствующему домику. Аналогичные задания с притяжательными местоимениями «моя», «мои».)
11) Упражнение «Фотографы».
- Посмотрите, ребята, что это за мешочек около пенька? (Дети обнаруживают в мешочке контуры картинок, счетный материал, призы.)
- Какие нечеткие фотографии наших лесных зверей! Проявите их. (Дети садятся за столы и обводят по точкам собачку, слона, лису.)
12) Игра «Подбери слова-признаки».
-Ребята, подберите слова-признаки со звуком «с» к вашим словам-предметам. (Логопед бросает мяч ребенку, называет картинку. Ребенок подбирает определение со звуком «с» (капуста— сочная капуста и т. д.) и возвращает мяч. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку (картинку для счета: самолеты, слоны, собаки).
- Посчитайте ваши фишки. (Дети поочередно считают полученные фишки, согласовывая существительное с числительным. Определяются победители.)
13) Итог занятия.
- С каким звуком мы путешествовали по лесу?
- Расскажите о звуке «с»?
- Где может находиться звук «с» в слове?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было трудным?
(Оценка деятельности детей)
-Ой, опять засвистел ветер, необходимо быстрее возвращаться в садик. (Звучит тревожная музыка, шум ветра.)