фатима Котиева
Конспект открытой НОД в старшей группе «День национального ингушского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД в старшей группе
«День национального ингушского костюма»
в ГБДОУ ЦРР- Д/С «Маленький гений» г. Магас
составила Ф. Р. Котиева
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно-эстетическое: развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать образцы изделий элементами народных орнаментов.
Публикация «Конспект открытой НОД в старшей группе „День национального ингушского костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: Познакомить с историей ингушского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани.
Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.
Развитие любознательности, интересов детей, формирование интереса к культуре России и народов Республики Ингушетия, знакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров.
Художественно-эстетическое: восприятие музыки
Речевое: обогащение активного словаря
Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Физическое: овладение игровым упражнением с правилами, развитие мелкой моторики.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу
Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов, виды декоративно-прикладного искусства на слайдах, запись ингушских мелодий, ИКТ.
Оборудование для детей: образцы нарукавников, образцы орнамента, гуашь, кисточки
Содержание:
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.
Сегодня мы отправимся в страну народных мастеров. Прежде чем нам отправиться в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает!
(Тихо звучит национальная ингушская музыка)
Стихотворение:
Республика наша красивая,
В нем реки шумные текут,
Арамхи, Фортанга, Асса, Назранка, Сунжа, Камбелеевка.
И горы есть высокие, и леса зеленые.
Водопады быстрые и коньоны разные.
И с тучными отарами
Джейрахские луга.
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей) : В стихотворении говорится о Республики Ингушетии, о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей любимой республике Республики Ингушетия.
Ребята, а какие народы живут в Республике Ингушетия?
Дети: Ингуши, русские, татары, чеченцы, евреи, кабардинцы и др.
Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Республики Ингушетия.
А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в стране - Россия.
Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим национальным костюмом.
Ингушский национальный костюм имеет древнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в гости и всю эту красоту увидеть своими глазами.
Мы с вами попадём в прошлое нашего ингушского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим, в каких одеждах они ходили.
С давних времён наш народ славится традициями, обычаями, красивой одеждой, народной мудростью, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.
Ребята! У нас есть волшебная комната, где хранятся красивые старинные вещи и утварь нашего народа, мы сможем открыть его с помощью ключа, только тогда, если вы вспомните народные ингушские пословицы.
1 реб: Воккхаг1чун сий де, з1амаг1чун хьехам бе.
Старшего чти, младшего поучай
2 реб: Ялсамален карта эхь-эзделах яьй.
Ограда рая сделана из чести и достоинства.
3 реб: Уйла ца еш, дош ма ала; аьнна ваьлча, юха а ма вала.
Не подумав, не говори, а сказав, не отступай.
4 реб: Эхь-бехк е эцаш а дац, е дохкаш а дац.
Стыд да совесть и не купишь, и не продашь.
5 реб: Даьнеи наннеи доккхаг1а дола совг1ат да яхь йола во1 кхийча, эхь долу йо1 кхийча.
Самый большой подарок для родителей – гордый сын и скромная дочь.
6. реб: Дешар – хьаькъал ирдеш бола ков ба.
Учение – напильник для заточки ума.
7. реб: Зийча – гу, лийхача – коро.
Наблюдай – увидишь, ищи – найдешь.
8. реб: Дешар – заман къулба (тур).
Учение – компас (меч) эпохи.
Молодцы, вы хорошо знаете ингушские пословицы, а вот и волшебный ключ, теперь точно откроет нам сундук.
Сундук раскрывается медленно под тихую ингушскую музыку, и дети попадают в прошлое время. Можно использовать ИКР. (Фильм) Помещение обставлено старинными предметами, а также висят национальные костюмы (женские и мужские). В помещении находится девушка в национальном костюме, сидит и вышивает национальную шапку для (Чокхи).
Воспитатель: Ребята! Ой, посмотрите, это наш национальный свадебный женский костюм.
Воспитатель - Сегодня вы узнаете много нового о национальном костюме. Раньше, в давние времена, ингуши носили национальные костюмы. (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм, который отличался от других. Это старинный ингушский национальный костюм.
Наш ингушский современный национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка, (Слайд№2)
Костюмы бывают разные : на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.
(Слайд№3) Дети, вы знаете, как называется национальный костюм для женщин и мужчин?
Дети: (Чокхи). .
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.
Воспитатель: я думаю, что вы знают, из чего состоит женский костюм.
Давайте вспомним?
Дети: Из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса.
Воспитатель: Правильно, дети, молодцы!
Воспитатель: Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?
Воспитатель - Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом.
В: Они так вышивали, потому что ингушский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.
Воспитатель: Молодцы!
(Слайд№5)
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – Курхарс.
А сейчас на голове девушки носят шапки с шалью или шифон.
Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?
Дети: Форму цилиндра.
Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.
Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили, из чего он состоит, узнали много нового.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Ребята, здесь у меня в сундучке есть эскизы, но работу я не успела закончить. Надо украсить (Чокхи) национальными узорами. Поможете мне?
Дети. - Да.
Воспитатель. – Для того, чтобы работа получилась красивой, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя Вверх большие пальцы.
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.
Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.
Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
Кулачки стучат друг о дружку.
Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках
А сейчас нам нужно украсить рукава и нижний подол костюма, а для этого нужно выбрать национальный орнамент, нанести клей и приклеить, чтобы рукав стал нарядным.
Но для этого мы свами посмотрим эскизы ингушского орнамента, какие они?
Под спокойную ингушскую музыку дети выполняют работу.
Воспитатель - прикрепляет орнамент к костюму.
-Ну вот, теперь наш национальный костюм стал нарядным, спасибо вам большое.
Итог занятия.
Воспитатель: сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали, из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.
Воспитатель: Наша национальная одежда - это культура ингушского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения.
– А я хочу угостить вас всех национальными сладостями. Сладкий плов, халва).
(Угощает детей и гостей).