Эльмира Мудрая
Конспект открытой НОД по ФЭМП в старшей группе «Цветик — семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в количественном и порядковом счёте.
- закреплять знания о геометрических фигурах и форме предметов;
- совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду;
Публикация «Конспект открытой НОД по ФЭМП в старшей группе „Цветик — семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- продолжать активизировать словарь детей в употреблении математических терминов;
- закрепить знания о днях недели, временах года.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, смекалку, зрительную память; сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию;
- развивать умение отвечать на вопросы, делать умозаключение;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- закрепить приемы наклеивания;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к математике; чувство товарищества; желание прийти на помощь; самостоятельность.
- прививать аккуратность, трудолюбие во время продуктивной деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»,
знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами, счёт прямой и обратный, выстраивание числового ряда, решение логических задач, отгадывание загадок.
Оборудование: аудиозапись со «звуком ветра», ватман с изображением цветика – семицветика, карточки с цифрами, мяч, геометрические фигуры.
Раздаточный материал: цифры, геометрические фигуры, клей, кисти, ножницы, клеенки, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся на русском и крымскотатарском языке.
Дети: Здравствуйте! - Селям алейкум! Хош кельдинъиз!
Воспитатель просит детей встать в круг.
(Дети выполняют действия)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Играть дружно все начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Воспитатель:
- Ребята, а нам письмо прислали! (Воспитатель показывает конверт)
- От кого же это письмо? Давайте прочтем его.
Воспитатель достает письмо:
«Здравствуйте ребята! Пишет вам Женя. Со мной приключилась беда! Вы же знаете, что я тяпа – растяпа, которая любит считать ворон и глазеть по сторонам! Так вот! Я шла из магазина, в руке у меня был цветик – семицветик, и пока я читала вывески на магазинах, налетел весёлый ветерок, сорвал все лепестки с цветика и улетел. Я побежала следом за ветерком, но не догнала его, только заблудилась. Помогите мне, ребята, отыщите все лепесточки. Пожалуйста!».
Воспитатель: Ребята, ну что вы готовы помочь Жени? А почему сказка называется «Цветик – семицветик»? Так сколько лепестков мы должны найти?
(Ответы детей)
Воспитатель. Для начала мы должны отыскать, где же летает весёлый ветерок и по его следу мы от ищем все лепестки цветика – семицветика.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку, может ветерок услышит и появится.
Он гуляет на просторе
И волнует сине море,
С дерева сорвёт листочки,
И пригнёт к земле цветочки,
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый (Ветер)
Ответы детей.
Воспитатель: А как будет ветер на крымскотатарском языке?
Дети: Ель.
Воспитатель: А как будет весёлый ветер?
Дети: Шенъ ель.
Воспитатель: Правильно! – Догъру! Как ветер шумит?
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель: А теперь давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Воспитатель: Ребята, а вот и ветерок. Вставайте и полетели за ветерком.
(Дети расставляют руки в стороны и кружатся вокруг себя)
А пока мы летим, давайте с вами посчитаем прямой и обратный счёт.
(Дети считают от 1 – 7, и обратно)
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Ох и ветер! Ребята, посмотрите, какой беспорядок натворил ветерок, он раскидал все цифры у нас на столах. Помогите найти каждой цифре своё место. (Дети выстраивают числовой ряд от 1 до 7)
Дидактическая игра «Найди место в числовом ряду»
(Воспитатель просматривает цифровые ряды детей.) Все верно.
Воспитатель: Назовите соседей числа 3, 5, 6.(Ответы детей)
- Я задумала число, оно меньше 2, на одну единицу, какое это число?
Предполагаемые ответы детей (Это число 1)
- Я задумала число, оно больше 3 на одну единицу, какое число я задумала? Ответы детей (Это число 4).
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла? Это первый лепесток. (Воспитатель поднимает с пола первый лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Продолжаем искать ветерок? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Дидактическая игра «Верно-неверно».
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же высказывание не правильное – покачайте головой из стороны в строну.
Будьте внимательны! Игра начинается!
Солнышко встает утром?
Нельзя умываться по утрам?
Нельзя умываться по вечерам?
Ночью родители идут на работу?
Днем ярко светит луна?
Утром дети идут в детский сад?
Ужинаем мы днём?
Ночью люди обедают?
Днём дети играют?
Ночью светит солнце?
Вечером вся семья собирается дома?
Дети выполняют определенные действия.
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Смотрите, а вот и второй лепесток. (Воспитатель поднимает с пола второй лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Продолжаем искать ветерок? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Воспитатель: Ребята, а сколько дней в неделе?
Дети: 7 дней в недели.
Воспитатель: Сегодня вы третий день пришли в детский сад, как называется третий день недели?
- Какой день недели идёт за понедельником?
- Назовите выходные дни недели?
- А какой день недели четвёртый по счёту?
- Назовите дни недели по порядку?
- Сколько времен года?
- Какое время года будет после осени?
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Смотрите, а вот и третий лепесток. (Воспитатель поднимает с пола третий лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Мы как настоящие следопыты идём по следам ветерка! Продолжаем искать ветерок? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Физминутка
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по моему вели
Вели чтобы мы поиграть смогли
Воспитатель: Смотрите, к нам прикатился мяч. Наверное, ветерок хочет, чтобы мы поиграли. Становитесь все в круг, поиграем с мячом. Я вам назову слово, а вы мне противоположное.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок возвращает мяч, называет противоположное слово названному понятию.
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Смотрите, а вот и четвёртый лепесток. (Воспитатель поднимает с пола четвёртый лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Продолжаем искать ветерок и лепесточки? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах».
Воспитатель:
- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе(1)
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
- Шоколадку разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
- Если съесть один персик, что останется? (косточка)
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Вы очень весёлые и сообразительные! Смотрите, а вот и пятый лепесток. (Воспитатель показывает пятый лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Продолжаем искать ветерок? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Воспитатель: Ребята, тут точно был ветерок, посмотрите всё разбросано, я даже не пойму, что это за фигурки?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Назовите их?
Дети: Круг – тёгерек, треугольник – учькошелик, прямоугольник – тюзкошелик, квадрат – квадрат.
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Смотрите, среди геометрических фигур я нашла шестой лепесток. (Воспитатель среди геометрических фигур находит шестой лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Воспитатель: Сколько лепестков мы уже нашли?
Дети: Шесть лепестков.
Воспитатель: А сколько лепестков осталось найти?
Дети: Один лепесток.
Воспитатель: Тогда продолжаем искать ветерок и лепесточки? Давайте подуем, сделайте глубокий вдох и длительный плавный выдох.
(Звучит аудиозапись «звуки ветра»)
Воспитатель: Ребята, а кому Женя в сказке помогла?
Дети: Мальчику Вите.
Воспитатель: А давайте мы сделаем открытку, где будут весёлые Женя и Витя, может быть, тогда весёлый ветерок отдаст нам последний лепесток?
На столе у вас лежат геометрические фигуры, из них мы составим и наклеим фигурку девочки Жени и мальчика Вити.
(Воспитатель с детьми вспоминает порядок выкладывания и наклеивания фигур.)
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
(Поочередно дети сгибают пальцы, начиная с мизинца складывают пальцы обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку).
Дети приступают к продуктивной деятельности. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Анализ и рассматривание готовых работ.
Воспитатель:
- Сколько и каких фигур понадобилось для изображения мальчика Вити?
- Сколько и каких фигур понадобилось для изображения девочки Жени?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! – Машалла балалар! Смотрите, на подоконнике лежал седьмой лепесток. (Воспитатель находит седьмой лепесток и приклеивает его на цветик – семицветик)
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы нашли все лепестки и наш цветик – семицветик опять радует нас своей красотой. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие, мы шли за ветерком в поисках лепестков цветика - семицветика
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А кому мы помогали?
- Какие задания вам показались трудными?
- Какое бы вы захотели бы загадать желание цветику – семицветику?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А я бы загадала, чтобы вы были всегда смелыми, дружными, внимательными и старательными, и никогда не болели.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! (воспитатель обращает внимание детей на корзину с яблоками) За нашу помощь, цветик – семицветик благодарит нас вкусными и полезными яблоками, в которых много витаминов. Угощайтесь!