Терентьева Галина Борисовна
Конспект открытой НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств»
Воспитатель: Терентьева Галина Борисовна
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой НОД в подготовительной группе „Наши помощники „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- побуждать детей к познанию органов чувств, их значением
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
- развивать активную речь детей;
- воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приёмы
• Наглядные (показ иллюстраций, слайды с изображением органов чувств, материалов, ИКТ,изображение человечка, но без лица).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, словесные, гимнастика для глаз, ушей, дыхательная зарядка, артикуляционная гимнастика)
• Практические (опыты, исследование).
Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности демонстрационный материал: (изображение человечка, но без лица, шарфик, 2 мела, слайды изображением органов чувств, ИКТ, мяч, баночки с различными запахами (чеснок, духи, лак, стаканы с простой водой (сладкая, соленная и кислая, волшебный мешоче с предметамик, белый халат, музыкальные инструменты, фломастеры, на каждого ребенка (пустое лицо, цифры на каждого ребенка 4 и 5.
Ход НОД
СЛАЙД № 1
Воспитатель: Настрой воспитанников на обр. деятельность:
«Крепко за руки возьмемся,
Мы друг другу улыбнемся
и поэтому у нас все получиться сейчас»
Здравствуйте, ребята! Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)
- Что же в нем странного (У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)
- Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (нет)
-Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (да)
- Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.
Заходим в лабораторию № 1. (Ответы детей)
Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам. (глаза) СЛАЙД № 2
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ребята, что интересного вы увидели? (ответы детей) А с помощью чего вы смогли посмотреть на эту красоту? (ответы детей) Правильно! Мы попали в лабораторию органов зрения! Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Посмотрите друг на друга, у всех есть глазки? Какие они? (ответы детей) Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, хорошие ли помощники для нас глазки? Может они нам и не так уж нужны? Воспитатель показывает картинку мяча: Давайте попробуем нарисовать на доске мяч (один ребенок рисует с закрытыми глазами, а другой с открытыми). У кого как получится? (обсуждают полученный результат, делают вывод о важности глаз для человека) Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы наши глазки всегда были здоровы (проводится комплекс зрительной гимнастики)
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано.
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг
Посмотрю на мир вокруг.
Воспитатель: Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками, а еще нужно делать зарядку для глаз).
- Рисуем нашему человечку глаза.
Входим в следующую лабораторию № 2
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь изучают?
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле (Уши) СЛАЙД № 3
Воспитатель: А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
- Проведем еще один эксперимент.
А для чего нужны ушки? (ответы) Благодаря им мы хорошо слышим окружающие нас звуки (пение птиц, голос человека, звук машин, музыку и т. д.). А сейчас давайте поиграем в игру, в которой без ушек мы никак не справимся.
- Рисуем же нашему человечку глазки.
Игра «Угодай музыкальный инструмент»
Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни (ответы детей). Благодаря им мы хорошо слышим окружающие нас звуки (пение птиц, голос человека, звук машин, музыку и т. д.).
- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку, беречь от ветра).
- Рисуем же нашему человечку уши.
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.
Переходим в следующую лабораторию № 3
Воспитатель: Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский. (нос) СЛАЙД № 4
Воспитатель: Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)
-Верно, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи.
-Давайте нарисуем нашему человечку нос.
Дидактическая игра «Вкусовые баночки»
Воспитатель: Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов)
-А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Воспитатель: Какой мы вывод сделаем? Помогает ли нос нам в жизни? А вы знаете, ребята, нос задерживает вредные микробы, чтобы они не попали к нам в организм.
В следующей лаборатории № 4
На столе стоят стаканы с водой. Воспитатель создает проблемную ситуацию: Что в стаканах? Какого цвета? Как вы думаете, какая она на вкус? А как узнать? Носик нам может помочь? (пробуют). Нет, не может. А кто нам может помочь? Отгадайте загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык) СЛАЙД № 5
Воспитатель: Правильно. Это и есть орган чувств, орган вкуса. Давайте попробуем с помощью язычка определить на вкус водичку. (Дети пробуют воду) Какая вода на вкус? (ответы) И снова никто из вас не ошибся! Хороший ли помощник наш язычок? А еще для чего нам нужен язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
Игра «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»
- Рисуем нашему человечку ротик, в котором находится язык.
А для того чтобы правильно произносить звуки, нужно тренировать наш язычок.
Игра «Артикуляционная гимнастика»
Воспитатель: А теперь проведем упражнение для языка
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
-Теперь у нашего человечка появилось лицо. Он очень благодарит вас за то, что вы доказали ему, что органы чувств очень важны для человека.
Наша Последняя лаборатория № 5
- Отгадайте загадку, чтобы узнать что здесь изучают:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (руки) СЛАЙД № 6
Воспитатель: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы делаем руками? (пишем, рисуем, трогаем предметы, держим ложку).
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (кожа)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
-Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.
Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!
Давайте вспомним их: слайд № 7
• Один говорит,
• Один нюхает,
• Двое глядят,
• Двое слушают,
• Двое трогают
Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?
Соблюдать следующие правила гигиены:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не переохлаждаться;
• не обжигаться;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Воспитатель. Смотрите, какие красивые человечки у нас получились.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Понравился ли вам результат вашей работы? Дети, вот перед вами цифры «4» и «5», представим, что это оценки, как в школе. Давайте сейчас вы сами оцените свою работу на занятии, пусть каждый выберет себе одну из оценок, «5» - вы сегодня поработали отлично, прекрасно, а «4» - вы работали хорошо, но могли бы еще лучше.
Берегите себя, заботьтесь о себе!
Крепко за руки возьмемся,
А теперь мы улыбнемся
И друг другу на прощанье
Скажем всем мы до свиданья!
Дальнейшая проработка темы:
1. Проведение занятия (для коллектива работников ДОУ, для гостей). Подготовка к проведению и показу занятия.