Галина Лекарева
Конспект занятия «Наши верные помощники. Органы чувств»
«Наши верные помощники».
Цель:
Формирование элементарных представлений о роли органов чувств в жизни человека.
Задачи:
• Закреплять счет в прямом порядке;
• Расширять представления о строение органов зрения, слуха и дыхания;
• Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
• Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
• Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;
Публикация «Конспект занятия „Наши верные помощники, Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь;
Предварительная работа:
1. Беседа об органах чувств у животных и человека;
2. Беседа по теме «Зрение», «Слух», «Дыхание»
3. Чтение художественной литературы К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
4. Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
5. Проведение комплекса упражнений для глаз;
Словарная работа:
Радужная оболочка, зрачок, роговица, ушная раковина, барабанная перепонка,
Оборудование и материал:ширма, поднос с ароматизированными предметами, фруктами; салфетка, 2 стакана воды, бумага, рожицы – веселая и грустная, картинки с правилами.
Ход занятия:
I вводная часть
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в музыкальный зал. (на двери замок)
Как же нам открыть замок на двери.
Дидактическая игра «Подбери код к замку»
Дети с помощью порядкового счета расшифровывают код.
л ю к ч
2 3 1 4
Находят нужный код, читают его, открывают дверь и заходят в зал. Дети проходят и…
В: А что это лежит?
Д: Какой-то конверт.
В: Интересно, что в этом конверте лежит?
Зачитывает письмо.
«Уважаемые гости! Вы попали в волшебный город «Верные помощники». Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе. Удачи!».
1 Слайд- город
II основная часть
В: Попробуем отгадать, ребята?
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза)
В: Правильно. Ведь не зря говорят:
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам …
Д: Глаза
В: Ребята, а зачем человеку глаза?
Д: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.
В: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире.
Хотите узнать, как устроены наши глаза?
Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. А как вы думаете, у всех людей она одинаковая? У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой.
2 Слайд- строение глаза
А чёрная точка посередине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим.
Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.
Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота, воды, яркого света).
- Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз. Вот какие верные защитники есть у нашего зрения.
В: Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Д: Было бы тяжело.
В: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как называется такой человек?
Д: Слепой.
В: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев. А как можно помочь такому человеку?
Д: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т. д.
Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и просит закрыть глаза.
В: Скажи, что у тебя в руках? (колобок)
В: А что я сейчас делаю? ( 2-3 бесшумных действия: сердечко в воздухе, рисую в воздухе круг, делаю какое-то упражнение)
Затем воспитатель спрашивает, так зачем же глаза человеку?
- А ты что-нибудь видел из того, что мы с ребятами показывали? ( Делаем вывод: в темноте глаза не видят)
3 Слайд
Гимнастика для глаз.
В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.
В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
В: Ну, что идем дальше. Ой, что это? Вы слышите? (запись шумов) Ребята, с помощью чего мы слышим эти звуки?
Д: Ушами
В: Сколько ушей у человека?
Д: Два
В: Для чего человеку уши?
Д: У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличии от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим.
-Уши - это орган слуха, и самый интересный инструмент нашего тела, уши могут воспринимать как тихое тиканье часов, как ласковую песенку котенка, так и громкий звук автомобиля.
В: Посмотрите, на уши друг друга,
-потрогайте их,
- то что вы видите, называется ушная раковина, она находиться по бокам головы, повторите….
она собирает звук и направляет его в слуховой проход …
4 Слайд- строение уха
-он похож на что? узкий коридорчик, дальше звук бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, которую мы уже не видим, натянутую как на барабане, она и называется барабанная перепонка.
Вот какое сложное слово, звуковые волны ударяются об нее как о барабан и передают сообщение в наш мозг, а там все поступающие сигналы, превращаются в понятные для человека слова и звуки.
Если звуки громкие и беспорядочные, то частички воздуха начинают стучать по барабанной перепонке, как тысяча маленьких дубинок. От громких звуков барабанная перепонка может даже лопнуть. Поэтому именно уши, одни из первых сообщают нам об опасности.
Ребята, как называется человек, который не слышит?
Д: Глухой
В: Как ему можно помочь?
Д: Написать на листочках, подарить слуховой аппарат.
В: Ребята в народе говорят «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.
Рассуждения детей.
Дидактическая игра «Отгадай, что я делаю».
В: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.
(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)
В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.
Кто знает, что нельзя делать:
Ковырять в ушах;
Не допускать попадания воды;
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы;
Очень громко кричать.
Физминутка:
1 2 3 4 5 начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
1 и 2 присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять!
1 и 2 вперед нагнуться
1 и 2 назад прогнуться
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
В: Посмотрите-ка ребята, здесь в конверте еще одна загадка.
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (нос)
Д: Нос
В: Для чего человеку нос?
Д: Чтобы дышать, нюхать запахи…
В: Да, ребята, нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? Кто знает? А вот послушайте.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов.
А ещё нос первым сообщает нам о приятных и неприятных запахах.
Дидактическая игра «Определи по запаху»
На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель предлагает закрыть детям глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.
В: Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!
В: Ребята, давайте вспомним правила гигиены и безопасности носа:
Нельзя ковырять пальцем в носу или острым предметом;
Нельзя пользоваться чужим полотенцем или платком;
Нельзя засовывать мелкие предметы в нос.
В: Правильно. Вот и подошло наше путешествие по городу «Верные помощники» к завершению. Напомните мне, пожалуйста, какие помощники живут в этом городе? Наводящие вопросы о строении органов.
Мини сценка
Спрашивает ребенок у воспитателя: «Почему у нас 2 уха, 2 глаза, 2 руки, 2 ноги, а нос 1 и рот 1?»
- А воспитатель ей и отвечает: «А для того, чтобы больше видеть, больше слышать, больше делать, а меньше болтать, да нос в чужие дела не совать!»
Я думаю, что вы прислушаетесь к этому совету.
В: Я, надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам! Берегите глаза, уши и нос! Посмотрите на гостей, подарите им свою улыбку. Пожелайте всем, крепкого здоровья и чтобы настроение у всех всегда было бодрое и веселое.