Попова Галина
Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши помощники – органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи: Коррекционно – образовательные:
1. Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, и осязание).
2. Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
3. Закрепить правила по охране зрения, слуха, обоняния.
Публикация «Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
4. Пополнить словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (сладкий, солёный и т. д.)
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
2. Способствовать развитию уверенности в себе.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать потребность быть здоровым.
2. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуры их охраны.
3. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Технологии: Игровые, здоровьесберегающие.
Словарная работа: Сладкий, соленый, кислый, горький, мягкий, гладкий и т. д. ежедневно.
Предварительная работа:
• Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра". Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"
• Рассказы воспитателя «Чудесное яблоко, или «зеркало нашей души»», «Самая быстрая улитка в мире», «Для чего человеку нос?»
• Д/игры "Угадай, кто тебя позвал", "Определи на вкус", "Пальчики - узнавальчики", "Таинственные флаконы", "Твердый- мягкий".
• Разучивание пальчиковой гимнастики.
Материал:
- Демонстрационный материал: Картинки и иллюстрации с изображением органов чувств, баночки с водой, бумага, фольга, стакан, чайная ложка, ножницы, картон, стаканчики с разными запахами.
-Раздаточный материал: зеркала, продукты питания, различные предметы для ощущения тактильности.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Эмоциональный настрой (участвуют дети и взрослые)
Игра – пожелание «Удачи тебе!»
Дети стоят в парах, лицом друг к другу. Поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (соприкасаются указательными)
- большого (средними)
- во всем (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- Удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью)
2. Основная часть
Ребята, сегодня мы отправимся в институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей).
Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Заходим в первую лабораторию.
Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, поймёте, какой орган чувств здесь исследуют.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза).
Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей).
Правильно, глазами мы видим мир. Какие бы глаза не были у человека: крупные или с узким разрезом, голубые или карие они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Они являются главными помощниками человека. Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.
Комплекс зрительной гимнастики.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Нарисуем букву О, получается легко.
Верх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернём,
Заниматься вновь начнём.
3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Чтобы наши глазки хорошо видели, нужно соблюдать правила бережного отношения к зрению:
1. Умываться по утрам.
2. Не тереть глаза грязными руками.
3. Смотреть телевизор не более 1 часа.
4. Оберегать глаза от попаданий в них инородних предметов.
5. Не читать и не смотреть книгу лёжа или в транспорте.
6. Делать гимнастику для глаз.
Входим во вторую лабораторию.
Отгадайте загадку:
Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши).
Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорю.) Встаньте (Дети выполняют.)
Почему вы встали? (Потому что услышали, что вы сказали.)
Чем вы это услышали? (Ответы детей.)
А для чего нужны уши? (Ответы детей.) Да, ребята наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости.
Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
1. Не ковырять в ушах разными предметами.
2. Не допускать попадания воды в уши.
3. Защищать уши от сильного ветра.
4. Защищать уши от сильного шума.
5. Не сморкаться очень сильно.
6. Выполнять массаж ушей.
Массаж ушей.
Чтобы уши не болели, Пальцами мягко разминают ушную
Разомнём мы их скорее. Раковину.
Вот сгибаем, отпускаем Пальцами сгибают ухо и отпускают его
И опять всё повторяем.
Козелок мы разомнём, Большим и указательным пальцами
Растирают козелок
По уху пальчиком ведём Проводят указательным пальцем по
Краю ушной раковины
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши.
Сильно- сильно растираем.
Проводится игра «Узнай по голосу».
Завяжем Лизе глаза, поставим в центре круга. Все остальные идут по кругу, взявшись за руки. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Лиза должна угадать, кто её позвал.
Лиза (Саша, Лера и т. д.)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовём тебя: «АУ!»
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
А сейчас садитесь на стульчики. Послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? (Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на улице, участке детского сада).
Мы знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.
1. Переливаю воду из одной банки в другую;
2. Шелестю бумагой и фольгой;
3. Мешаю чайной ложкой в стакане;
4. Разрываю бумагу;
5. Режу ножницами картон;
Дети определяют.
Переходим в следующую лабораторию.
Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.
Между двух светил в середине я один. (Нос.)
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И не вздохнуть, и не чихнуть без носа нам нельзя.
Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!
Для чего человеку нужен нос? (Ответы детей.)
Да, нос каким бы он не был нужен для того, чувствовать какие-то запахи. И чтобы не болеть, нужно соблюдать правила ухода за носами:
1. Дышать нужно носом, а не ртом.
2. Не ковырять пальцем в носу.
3. Не засовывать в нос посторонние предметы.
4. Нос вытирать носовым платком, а не рукавом.
5. Не сморкаться сильно, если заболел.
Проводится дыхательное упражнение.
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. 3-4 раза
Носики прочистили, а теперь
поиграем в игру «Узнай по запаху».
В пластиковых стаканчиках, закрытых марлей лежат: корка апельсина, духи, чеснок, мыло, пихтовое масло, шоколад, лук. Нужно определить, что внутри стакана. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Как можно ещё определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус.)
В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким? Горьким? Солёным? Кислым?
Проводится артикуляционная гимнастика.
«Холодно-жарко» Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5,спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). 3-4 раза.
«Качели» Приоткрыть рот, прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз.
«Лошадка» Поцокать языком.
Проводится игра «Определи на вкус».
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, печенье, конфеты, капусту, морковь.
Сидящие справа будут испытуемыми, слева – учёными. Учёные приподнимают салфетку, берут спичку с наколотой на неё пищей и водят по языкам испытуемых. Испытуемые должны угадать название пищи языком. Подглядывать нельзя. Жевать нельзя. Можно ощупывать только пищу языком. Если узнаете, можно съесть. (Дети играют. Через некоторое время меняются ролями.)
Так для чего же нужен язык? (Для определения вкуса пищи, перемешивания пищи и разговора).
Последняя лаборатория.
Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Давайте проверим, сможем ли мыопределить поверхность предметов, которые лежат у вас на столе? (камень- твёрдая поверхность; пух- мягкая; шёлк – гладкая; Щётка – колючая; нож – острая; лёд – холодная и т. д.)
1. Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Какой он? О каких предметах можно сказать «твёрдый, как камень»
2. Кусочек ваты. Вата какая? И т. д.
Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
Какие органы чувств мы повторили?
Какое значение они имеют для нас?
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…
(Дети говорят друг другу добрые пожелания.)