Анастасия Кутлуметова
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе
«Музыкальные краски весны»
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные
создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
знакомить детей с элементарными музыкально - теоретическими знаниями.
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе „Музыкальные краски весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
познакомить с понятием «музыкальные краски»
закрепление названий музыкальных инструментов;
способствовать дальнейшему овладению детьми игрой на разных музыкальных инструментах;
закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления
формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять и обогащать словарный запас;
2. Развивающие
развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, игры на музыкальных инструментах;
развивать образное и ассоциативное мышления, творческое воображение;
развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, чувства ритма;
развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на ударных инструментах;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать память, внимание и мышление;
развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память;
развить певческие навыки;
развить навыки ритмических движений;
3. Воспитательные
воспитывать в детях чувство радости и удовлетворения от процесса
беседы о музыкальных инструментах, игры на музыкальных инструментах;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей;
воспитывать любовь к музыке;
воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам;
воспитывать культуру слушания музыки.
формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции;
приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других;
воспитывать у детей интерес к музыке.
Музыкальный материал :
• Вход в муз. зал: «Весенняя песенка», сл. и муз. Александр Ермолов
• муз. приветствие: «Здравствуйте, ребята» слова Е. Кошкаровой
• пение: песня «Солнечный зайчик» сл. М. Садовского, муз. В. Мурадели
• игра на дет. муз. инструментах: «Прилетела птичка» муз. Е. Тиличеевой.
• слушание: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник»
• Музыкально-ритмическое упражнение : песня «А весной» сл. и муз. С. Насауленко
• Аудиозапись «слова художника».
Оборудование и материал (демонстрационный, раздаточный) :
компьютер, проектор, презентация по теме, стол, гуашь, кисть, палитра, музыкальные инструменты, карточки («солнце», «тучка», картонные следы, раскраски для детей,
Предварительная работа. Беседы воспитателей и муз. руководителя о весне; разучивание музыкально-ритмических движений : «хороводный шаг», «сужение и расширение круга», знакомство с композитором, слушание П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла временя года», беседы о характере и настроении музыкальных произведений, пение песен-распевок, разучивание песен «Солнечный зайчик», «А весной», знакомство с музыкальными инструментами (название, способы звукоизвлечения, обучение подыгрывать на детских музыкальных инструментах.
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
- знакомство с некоторыми музыкальными понятиями : мелодичность, ритм, тембр, музыкальное настроение.
- слаженное пение и ритмичное исполнение на детских музыкальных инструментах.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Ход занятия
(приветствие педагогов)
Муз. рук: Здравствуйте, дорогие коллеги! Я рада видеть всех вас в нашем музыкальном зале. И я приглашаю вас вместе со старшей группой окунуться в музыкальные краски.
ВХОД ДЕТЕЙ В ЗАЛ
Дети самостоятельно входят в музыкальный зал под веселую весеннюю музыку, выстраиваются в шеренгу.
М. р. : Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости, они будут нашими зрителями. Нужно с ними поздороваться.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
М. р. - Ну вот, как мы замечательно поприветствовали друг друга. Вижу, что настроение у вас веселое, бодрое. Вы готовы заниматься? (ответы детей)
М. р. : Хорошо. Тогда, давайте друг за другом пройдем и сядем на стульчики.
Дети садятся на стульчики
Создание проблемной ситуации:
М. р. – Ребята, мне сегодня что-то тревожно на душе.
Утром я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых на полу я увидела вот эти следы (показать макет следа на полу, а во-вторых
вчера вечером я приготовила для вас музыкальные инструменты.
А сегодня я вижу среди них лишние предметы.
Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние? (на столе лежат кисточка и палитра, карандаши) ( дети отвечают: кисточка и палитра. карандаши).
Целевая установка:
М. р. – Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние.
А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей-художник)
Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник.
Но что же он здесь делал? (ответ детей- рисовал картину)
Да, наверное, художник здесь рисовал картины. И какую — то картину он не успел дорисовать. Интересно какую?
СЛАЙД 1
Посмотрите на экран, может быть там вы найдёте ответ. (на слайде картины всех времён года раскрашены, а весенняя картина, не раскрашенная)
Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей).
Мотивация к деятельности:
М-р - Правильно, художник не успел дорисовать картину о весне.
Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину.
СЛАЙД 2
М-р - Вы согласны помочь ему? (ответ детей).
Я предлагаю раскрасить её не только обычными красками, но еще музыкальными весенними красками. Потому что у музыки тоже есть свои музыкальные краски. А какие вы узнаете в течение нашего занятия.
И начнём мы с солнышка, споём для него песню «Солнечный зайчик».
Но для начала выполним дыхательное упражнение и распоемся.
ПЕНИЕ
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
РАСПЕВАНИЕ
М-р- Молодцы! А теперь споём песню.
Дети исполняют песню «Солнечный зайчик» сл. М. Садовского, муз. В. Мурадели
СЛАЙД 3
М. р. Молодцы, вы пели дружно, весело, мелодично. И благодаря этому, посмотрите внимательно на картину. Что изменилось? (ответы детей – раскрасилось солнце).
М-р- Ну что, продолжим раскрашивать нашу картину? (ответы детей – да, продолжим)
Раскрасим птицу и дерево на картинке. А помогут нам в этом наши музыкальные инструменты.
Но для начала, назовем их.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Назови музыкальные инструменты»
Дети называют, музыкальные инструменты, которые лежат на столе
А теперь подготовим наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
М-р- Ну вот мы и готовы. Возьмем инструменты и исполним на них нашу музыкальную композицию «Прилетела птичка».
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСРУМЕНТАХ
Дети подыгрывают на инструментах песню «Прилетела птичка» муз. Е. Тиличеевой.
М. р. – Здорово! Получился настоящий оркестр. Вы играли весело, ритмично. Соблюдали ритм. У каждого инструмента свое необычное интересное звучание, свой тембр.
СЛАЙД 4
М. р. И с помощью этого, посмотрите снова внимательно на картину, картина немного преобразилась. Что изменилось? (ответы детей – раскрасилось дерево и птица).
М. р. Давайте продолжим раскрашивать нашу картину.
Что же мы разукрасим дальше? (ответы детей)
А узнаете вы это, когда послушаете красивую музыку.
М. р. : Приготовьтесь все к слушанию. Не забудьте во время слушания, отметить для себя характер этой музыки, настроение, и какие цвета красок можно использовать для этой музыки.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Слушание П. Чайковского «Апрель. Подснежник»
М-р: Итак, какую весеннюю картину можно было представить под эту музыку? (природа просыпается, выходят подснежники, снег тает, ярче светит солнце, журчат ручейки, поют птенчики).
Краски каких цветов вы бы использовали? (ответы детей)
Ребята, эта пьесу написал композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Апрель. Подснежник» их цикла «Времена года».
СЛАЙД 5 Изображение композитора на экране.
Как вы думаете, какая звучала музыка по характеру, настроению? (ответы детей)
М-р: Да, мелодия то ласковая, нежная светлая, то тревожная, беспокойная настороженная, волнующая, трепетная. Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше, растёт. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам об апрельском нежном подснежнике. Музыка похожа на вальс и хочется то ли покружиться в плавном, небыстром танце, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
Давайте представим с вами, что мы маленькие подснежники, которые просыпаются.
СЛАЙД6 физминутка
ФИЗМИНУТКА «Подснежники просыпаются»
М-р: Молодцы, ребята, вы смогли с помощью движений передать нежность первого весеннего цветка.
СЛАЙД 7
М-р: Посмотрите, что произошло с нашей картиной? (ответы детей – раскрасились подснежники). Подснежники приобрели свой цвет. Так и музыка у нас тоже бывает разная по характеру, настроению.
М-р: Ну вот наша картина почти готова, осталось закрасить совсем немного.
Давайте с вами вспомним, какие весенние изменения в природе мы еще замечаем. (ответы детей – капели, ручейки, снег тает).
М-р: Да, молодцы. И об этом обо всем мы сейчас с вами споем, заведем весенний хоровод.
«ХОРОВОД»
Дети исполняют песню «А весной» сл. и муз. С. Насауленко
М. р. - Молодцы! Пройдите и сядьте на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
СЛАЙД 8
На слайде появляется раскрашенная картина весны
М. р. - Посмотрите на картину. Что изменилось сейчас? (дом окрасился, поля окрасились.)
М. р. - Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Вы очень старались сегодня на занятии.
СЛАЙД 9
Нас даже услышал художник. И прислал нам аудиосообщение. Прослушаем его.
АУДИОЗАПИСЬ ГОЛОСА ХУДОЖНИКА:
Здравствуйте, дети!
Здоровья всей-всей разноцветной планете!
Все запомните друзья, в сером мире жить нельзя!
Я рад, что картина моя ожила
Весеннюю радость она принесла.
Спасибо ребята! И для вас я оставил сюрприз.
За экран вы загляните и подарок там найдите. До свидания, до новых встреч!
За экраном лежат раскраски для ребят.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
М. р. — А наше занятие подошло к концу.
Мы сегодня с вами открыли секрет : раскрасить картину можно не только красками, но и с помощью музыки. У музыки тоже есть свои музыкальные краски : это мелодичность, ритм, тембр, настроение. Музыкальных красок бывает много. И знакомится мы будем с ними при каждой встрече с музыкой.
Рефлексия
М. р. — Ребята, вы все очень хорошо сегодня старались. Вам понравилось занятие?
Сейчас мы это определим. У нас есть карточки солнышек и тучек.
Дети поднимают соответствующую карточку.
М. р. Замечательно, что вам понравилось.
Занятие закончилось. До свидания, ребята.
Музыкальное прощание (дети поют - до свидания).
Дети под музыку уходят в группу