Елена Ольхина
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
«Путешествие в город Звукоград»
Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»
Цели:
1) коррекционно-образовательная:
упражнять детей в дифференциации звуков [ж], [ш] в слогах, словах, предложениях;
2) коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе, „Путешествие в Звукоград“, Дифференциация звуков[ш]-[ж]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать фонематические процессы;
закреплять навыки чтения;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать слуховое внимание, логическое мышление
3) коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, организованность, самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки на различаемые звуки, сигнальные карточки, опорные картинки, конверты со словами для составления предложений, мяч, видеописьмо, пособие «Семейка», карточки с пропущенными слогами, таблица с правилом – жи – ши -, фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, сундучок.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Другу дайте руку слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
(Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра)
- Дети, к нам в детский сад пришло видеописьмо из города Звукограда (на экране появляется изображение Звуковичка).
Звуковичок :
- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я ваш старый приятель Звуковичок. Хотите отправиться в путешествие в наш город? Тогда угадайте, какие звуки вас приглашают в гости:
«Ребята, приглашшшшаем в нашшш город, ужжжасно жжждем».
По прибытию в город вас ожидает сюрприз. До свидания.
- Дети, какие звуки нас приглашают в гости? (звуки [ж], [ш]). Мы отправляемся в гости в город в Звукоград. Путь будет нелегким. Звуки [ж], [ш] приготовили много разных, интересных заданий для вас. Итак в путь!
II. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.
- Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш]. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает).
- Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж]. (Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает).
- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции)
- Чем отличаются? (звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой). Молодцы, ребята!
Звуки очень рады тому, что вы хорошо знаете их и предлагают нам поиграть в игру «Сигнальщики».
Я буду произносить ряд звуков, слогов слов, если вы услышите звук [ж] просигнальте мне, т. е. поднимите вверх символ звонкого звука, а, услышав звук [ш], символ глухого звука. Будьте внимательны!
Звуки : ж, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Слоги: ша – ши – жу – жа – жи – шо – уш – иж – аш – ош – уж – ож.
Слова: жук, Маша, малыш, журавли, Женя, шуршат, журчат.
Молодцы! Справились с заданием!
III. Звуки [ж] и [ш] предлагают нам еще одно задание.
Перед вами картинки. Вам нужно рядом с домиком, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а рядом с домиком, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].
Картинки: лыжи, ландыш, подушка, шалаш, машина, камыш, мороженое, крыжовник, ножницы, жуки, желуди.
Все ближе и ближе мы к городу Звукограду. Но кто это там впереди? Это Звукоед грозится нам помешать и съел первый звук в словах.
Нужно к началу слова добавить звук [ж] или [ш] и назвать слово.
… АПКП … ИЛО … УМИТ …АЛЕТЬ
… УРНАЛ … ИПЫ …УРШИТ …ИТЬ
А справитесь ли вы со следующим заданием? Звукоед никак не успокоится, он съел еще и последний слог в словах. У каждоо из вас на столах карточки со словами. Вам нужно дописать слоги:
- ша – или – жа –
- ши – или – жи –
И прочитать получившиеся слова.
ЛУ… ЭТА… КАМЫ…
НО… КО… У…
- Какое правило вы вспомнили при написании слов? (жи, ши пиши с буквой И).
IV.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.
Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.
• У печки – САША, а в печке – САЖА.
• От костра – ЖАР, над костром – ШАР.
• Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.
• Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.
• Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.
• Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.
• На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.
• Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.
• Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.
• Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.
• Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.
• Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.
Поиграли, отдохнули, пора спешить.
V.Впереди еще одна интересная игра - «Семейка».
Вам предстоит выбрать любую картинку, подобрать к ней звуковую схему, протянув к ней шнурочек, а от схемы протянуть шнурок к соответствующему слову.
Картинки: мишка, шапка, ужи, шишки, машина, жаба.
VI. Вы справились со всеми заданиями удачно. И мы с вами подошли к последнему заданию, которое приготовили для нас звуки. У вас на столах находятся конверты, в них перепутанные слова какого-либо предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения, четко произнося звуки [ж], [ш].
VII. Ну вот мы и добрались до города Звукограда. Звуки [ж] и [ш] очень довольны вашими успехами. Они рады вашим хорошим знаниям и приготовили для вас сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это? Наверно звуки [ж], [ш] живут и в названии этого угощения. Что это может быть? (шоколад)
VIII. Итог.
Наше путешествие закончилось.
- Какие звуки мы учились сегодня различать? Хотелось бы у каждого из вас узнать, довольны ли вы своей работой на занятии? Выберите, какая оценка вам больше всего подходит (выбор эмоциональной оценки). Чем запомнилось занятие?