Ирина Головлева
Конспект открытого логопедического занятия с элементами интеграции в старшей группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и расширение представления о зимующих птицах. Формирование понятия зимующие птицы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи:
а) закреплять умение образовывать множественное число существительных,
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия с элементами интеграции в старшей группе для детей с ЗПР „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
б) совершенствовать навыки слогового анализа слов,
в) уметь согласовывать существительные с порядковыми числительными,
г) закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных,
д) закреплять умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: записи голосов птиц, экран, проектор, ноутбук, мяч, цветные карандаши, картинки для раскрашивания с изображениями зимующих птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
Звучит запись голосов разных птиц, и появляется изображение зимнего леса.
- Дети, кто это поет? (птицы)
- Правильно, птицы. Как вы знаете, с наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А черная хитрая ворона остается зимовать. Сегодня она прилетела к нам в гости (появляется ворона - игрушка на руку) и хочет рассказать о том, какие птицы вместе с ней остаются зимовать.
- Давайте посмотрим, какие птицы нам поют свои песни.
На экране появляются изображения зимующих птиц (снегирь, синица, голубь, дятел, ворона, воробей).
Дети перечисляют этих птиц.
- А теперь скажите, ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые страны, а остаются зимовать с нами? (зимующие).
2. Вводная беседа.
(на экране зимняя картина с птицами)
Птицы.
Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Многие птицы зимой держатся стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Каждый вечер они летят на ночлег в сады или в парки с высокими деревьями.
Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны ночуют большими стаями на деревьях в парках и садах, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы и дятлы укрываются от холода в дуплах деревьев. В кроне густых елочек ночуют снегири.
Зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам не холодом, а голодом. Поэтому зимой обязательно нужно кормить птиц.
2. Отгадывание загадок.
Логопед загадывает загадку, а дети выбирают на экране птицу – отгадку. После каждой отгаданной птицы, обращается внимание детей на ее особенность, отличительные черты.
- Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)
- Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
- Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)
- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (Ворона)
3. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
Детям предлагается показать свое умение определять количество слогов в слове.
- Давайте все вместе произнесем четко и разделим на слоги слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
- А теперь произнесите эти слова по очереди, «прохлопывая» его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
После каждого правильного ответа, на экране появляется схема с изображением нужного количества слогов.
4. Игра «Кто внимательный».
Появляются изображения зимующих птиц, изображенных в таблице.
Логопед загадывает птицу, а дети должны отгадать:
- Назовите птицу, которая стоит справа от снегиря, над вороной и т. д.
5. Игра «Какой птицы не стало».
(Употребление имен существительных в форме родительного падежа)
На экране — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Появляется следующий слайд, но на нем отсутствует одно из изображений. Логопед спрашивает :
- Кого не стало?
6. Игра «Назови ласково».
Дети приглашаются на ковер и становятся кругом. Логопед бросает мяч кому-то из детей и называет птицу или часть тела птицы, а дети должны назвать ласково. (Воробей – воробушек, крыло – крылышко и т. д.)
Физкультминутка.
(Выполняется под музыкальное сопровождение).
Вот под елочкой
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
7. Упражнение «Каких птиц много на дереве».
Детям сообщается, что пока они играли, птицы позвали своих друзей, и теперь их стало много.
На экране появляется изображение птиц на деревьях. Слайды чередуются: снегирь – снегири, ворона – вороны и т. д. При этом задается вопрос: «Кого много?»
Много снегирей;
Много синиц и т. д.
8. Упражнение «Посчитай-ка».
Детям предлагается пересчитать всех птиц (согласование имени существительного с порядковыми числительными).
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
9. Раскрашивание птицы с воспитателем.
10. Итог занятия.
Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
Какие зимующие птицы к нам сегодня прилетали?
Какая особенность у снегиря? У синицы? У дятла?