Маргарита Колкутина
Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[С]»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Тема: Дифференциация звуков З – С
Содержание занятия :
I. Организационный момент.
Логопед : К нам сегодня пришли гости давайте улыбнемся и поприветствуем их.
- Прозвенел звонок?
-Да
-Начался урок?
- Вы внимательные? Да
Любознательные? Да
Вы меня хорошо видите? Да
А слышите? Да
На доске:
Радуга Машина
Лесник баранка
Дорога бабочки
- Прочитайте слова.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Дифференциация звуков [З]-[С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Сядет тот, кто уберет один слог так, чтобы получилось новое слово.
Снегом белоснежным
Занесло дома
Наступила снежная зимушка зима.
- Какое сейчас время года?
-Зима
-Зимой много чего?
-Снега
- Снег состоит из чего?
- Из снежинок
Повторите, а какие ответы вы сейчас мне давали (называли)
ЗИМА, Снег, Снежинка
Какие звуки вы слышите в начале этих слов?
Давайте повторим нашу речевку:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Ученики: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
II. Основная часть. Логопед : Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку, Не руками, не ногами, а своими язычками.
Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.
1. Нужно выполнить артикуляционную гимнастику. «Лопаточка —иголочка», «Чистим зубки», «Наказать непослушный язык».
Какие упражнения выполняли? (для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», «В в зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
(слайд №2).Посмотрите на доску.
Логопед : Кого вы видите (девочек).
Верно. Этих девочек зовут Зоя и Соня. Они принесли вам много интересных заданий
Выделение первого звука в словах :Зоя, Соня.
Логопед : Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук [с] – вы хлопаете в ладоши, а если [з] – топаете.
(Звуки : с, ш, ж, з, ч, с, т, з,щ, с, п, з.)
2. (слайд №3). Сообщение темы занятия
Итак! Тема нашего занятия «Дифференциация звуков З-С.
3. (слайд №4) Работа по картинкам: посмотрите на картинку и послушайте, как льётся вода из крана? Как звенит комарик?
Логопед : Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ
4. (слайд 5).Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С.
Давайте вспомним, артикуляцию звука
а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? (дрожит).
б). Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
1. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С? (не дрожит).
Вывод : Звук З произносится с голосом, он звонкий. Звук С произносится без голоса, он глухой.
7. (слайд № 6).Характеристики звуков (сходства и различия)
8. Дифференциация звуков З и С в слогах.
Логопед : Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» : Я вам скажу слог - СА, а вы скажите — ЗА. (бросаем мячик)
СУ-
СЭ-
СО-
СЫ-
СЯ-
СЮ-
СЕ-
СЁ-
СИ-
9. (слайд №7).Соотнесение с буквой
Ребята! Давайте откроем наши с вами тетради, запишите число, тему урока, буквы нашего занятия. А как на письме обозначим звук З? (буквой З,з).
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
З — не просто завитушка,
З — пружина, крендель, стружка.
Это печатная буква. А вот прописная (плакатики с печатной и прописной буквами З).
Письмо в тетради З:
- прописной заглавной;
-прописной строчной.
А как на письме обозначим звук С (буквой С,с).
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт.
Письмо в тетради С:
- прописной заглавной;
2. прописной строчной.
(Слайд №8) Ребята! Зоя и Соня предлагают вам отгадать загадки.
(слайд № 9).Чтение слогов Дифференциация по мягкости — твёрдости.
(слайд № 10Поиграем в игру: «Измени словечко» : нужно в словах заменить звук С на звук З).
(слайд № 11).Логопед : Ребята! Соня и Зоя просят вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.
Какая картинка лишняя? Почему?
Такое же задание по слайду № 12.
12. Выделение предлога За из речи и уточнение значения. Ребята! Давайте построимся: Женя, встань перед ребятами. Игорь, встань за Женей. Даша, встань за Игорем, Никита, встань за Дашей. А теперь послушайте, какое маленькое слово я повторяю? Логопед называет кто за кем стоит, голосом выделяя слово ЗА.
Давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово За. Игорь встал позади или впереди Жени? Ученики: «Позади».
Логопед : Значит, за Женей. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего — то.
Динамическая пауза
Захар и Саша.
Жили два брата. Звали их Захар и Саша. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.
- Я буду называть упражнения, которые делали братья, а вы - две команды: 1—Захар, 2- Саша будете повторять их. Выигрывает та команда, которая не сделает ошибок.
Захар поднял руки вверх, а Саша - в стороны.
Саша стал махать руками, а Захар - хлопать.
Саша опустил руки, а Захар – поставил на пояс.
Захар поставил правую ногу на пятку, а Саша левую ногу на пятку.
Саша наклонился, а Захар поднял руки вверх.
Саша встал по стойке смирно и Захар тоже.
13. слайд № 13, №14). Демонстрируется схема предлога «ЗА - ПОЗАДИ»(
15 (слайд №15).Работа по дополнению предложения маленьким словом — предлогом ЗА. Устно.
Логопед : Ребята! Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА, Вам помогут картинки.
Ребята! Зоя и Соня подготовили для вас головоломки, они просят вас собрать картинки.
16. (слайд №16).Работа по дополнению предложения словами — паронимами
17. (слайд № 17). Пальчиковая гимнастика: «мы во двор пошли гулять» выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
18. (слайд № 18). Дифференциация звуков З и С на письме
Логопед : Откройте тетради,
Запишите предложения, буквы занятия подчеркните :С— одной чертой, а З — двумя чертами.
III. (Слайд №19). Итог урока. Рефлексия. оценивание работы учащихся на уроке;
1. вывод: какие звуки различали?
2. оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.
- задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки З -С.
Зоя и Соня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч)