Ирина Жураковская
Конспект открытого итогового занятия в средней группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей понятие «Космос». Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы.
Задачи:
Расширить представление детей о планетах Солнечной системы, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса.
Расширить словарный запас.
Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности, моторику рук.
Закрепить знание геометрических фигур, счет до пяти, цвета.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Активизировать словарь за счет слов: космос, солнечная система, созвездие, ракета, космонавт, астроном, конструктор, авиадиспетчер, скафандр, планетарий, космодром, телескоп.
Художественно – эстетическое развитие.
Развивать конструктивные способности, умение составлять целое из частей, творческое воображение.
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование и материалы:
Плакат с изображением планет в космосе; плакат с изображением планет Солнечной системы; плакат с изображением созвездий; картинки «Времена года, приметы»; глобус; картинки профессий, связанных с космосом; портрет с изображением К. Э. Циолковского; портрет с изображением С. П. Королева; портрет с изображением Ю. А. Гагарина; портрет с изображением В. В. Терешковой; портрет с изображением А. А. Леонова; картинка с изображение собак Белки и Стрелки; картинка с изображением ракеты «Восток»; картинки (планетарий, телескоп, космодром); д/и «Что идет дальше? Продолжи логическую цепочку»; звездочки из самоклеющийся бумаги, образец аппликации «Ракета» (по- шагово); геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, листы бумаги.
Предварительная работа:
Оформление тематической выставки.
Беседы на тему «Космос», «Планета Земля», «Природные явления», «День космонавтики».
Изготовление поделок, рисунков о космосе.
Просмотр презентаций, видеофильмов по теме.
Чтение художественной литературы, стихи, загадки по теме.
Дидактические игры.
Сюжетно – ролевые игры.
Методы и приемы: игровой; наглядный; практический; словесный; художественно – эстетический.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
(Дети здороваются).
Воспитатель: молодцы! Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом! (Дети встают в круг).
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
2. Мотивационный момент. Вводная беседа.
Воспитатель:
- Сегодня у нас необычное занятие. Ребята, закройте глаза и представьте, что сейчас ночь. Когда ночью вы смотрите на небо, что вы там видите? ( Дети отвечают: звезды, луну).
- Люди с давних времен смотрят на небо и любуются звездами. Солнце, Луна, Звезды - все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» - означает «все на свете». Вселенная – это все что существует.
Стихотворение о космосе :
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
- Отгадайте загадки:
1. До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… ( Ответ детей: ракета)
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? ( Ответ детей: космонавт)
-Ребята, а как называется костюм космонавта? ( Ответ детей: скафандр)
- Правильно. (Детям демонстрируется картинка космонавта)
- И сейчас я приглашаю вас в познавательное космическое путешествие на ракете, а ребята будут космонавтами. Мы посетим с вами космические станции, и больше узнаем о космосе, и обо всем, что связано с космосом. Занимайте свои места в ракете, согласно вашим звездочкам (у детей на одежде звезда, и такого же цвета звезда на стульчике).
Стихотворение о полете:
На ракете, ну и ну,
Полетели на луну!
Оторвались от Земли,
Облака насквозь прошли.
Невесомость наступает,
Все кружится и летает.
3. Основная часть.
Воспитатель:
1.-Первая наша станция «Планетарий». (Демонстрируется картинка)
-Планетарий-научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звездами, планетами и спутниками, кометами и метеоритами.
- Отгадайте загадки:
3. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный. ( Ответ детей: телескоп)
4. Телескопам сотни лет
Изучает жизнь планет
Нам расскажет обо всем
Умный дядя ( Ответ детей: астроном) (Детям демонстрируется картинка телескопа, астронома)
- Телескоп специальный прибор, который позволяет видеть то, что находится очень далеко от земли. Астрономы с помощью телескопа изучают звезды, планеты.
- Звезды – огромные светящиеся газовые шары, образующие созвездия. (демонстрируется плакат созвездий)
-Они расположены на очень большом расстоянии от Земли, поэтому кажутся нам маленькими. В необъятных просторах Космоса сияет множества звезд. Есть среди них звезда, которая называется Солнце. Вокруг неё движутся по своим орбитам, как по дорожкам, планеты. Вокруг Солнца вращается девять планет, а ещё тысячи мелких планет – астероидов и комет. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему. Все планеты разной величины. Давайте рассмотрим их повнимательней.
(Рассматриваем иллюстрацию)
- По порядку все планеты назовет любой из вас:
раз – Меркурий;
два – Венера;
три – Земля;
четыре – Марс;
пять – Юпитер;
шесть – Сатурн;
семь – Уран;
восемь – Нептун;
и девятая планета под названием Плутон!
- На тех планетах, которые очень близко к Солнцу очень жарко. Это планеты Меркурий и Венера. Мы там не смогли бы жить, а на планетах, которые далеко, наоборот, очень холодно, потому, что солнечные лучи туда не доходят.
- Наша планета Земля. Скажите, какой она формы? ( Ответ детей: круглая)
- А ещё её называют голубой планетой. Кто знает почему её так называют? ( Ответы детей: потому, что много рек, морей и океанов)
- Правильно. (Демонстрируется глобус)
-Глобус вращающаяся шарообразная модель Земли, уменьшенная во много раз.
- Только на земле живут люди, животные, растут растения, потому что, только на Земле есть вода, пища, воздух.
- Отгадайте загадку:
5. Освещает ночью путь,
Звездам не даёт заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ( Ответ детей: луна)
-Вечером на небе мы видим луну и звезды. Луна намного меньше Земли и тоже круглая. Луна всегда рядом с Землей, она движется вокруг Земли. Луна спутник Земли.
- Днём нашу планету согревает и освещает что? ( Ответ детей: солнце)
-Правильно. Вот оно какое большое огненное светило. Оно очень горячее. Но всё живое на Земле радуется солнечному свету и теплу.
Стихотворение о Солнце:
Солнце звезда преогромнейший шар,
Свет излучает, как будто пожар,
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце – светило, они обожают!
- Земля проходит круг вокруг Солнца в течении года, и за год что происходит? ( Ответ детей: меняются времена года)
Правильно. Назовите времена года и их приметы ( Ответ детей: Зима, весна, лето, осень. Дети рассказывают приметы времен года).(Демонстрируются картинки времен года).
- Молодцы!
-Ребята, а сейчас я предлагаю немного размяться, и отправится на нашей ракете на вторую станцию «Космодром».
Физ. минутка:
Мы пойдем на космодром (шагают)
Дружно в ногу мы идем,
Ждет нас быстрая ракета (руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильными стать и ловкими
Начинаем тренировку: (останавливаются и выполняют движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
В право – в лево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
В право шаг и в лево шаг,
А теперь прыжки вот так.
- Наша ракета отправляется.
Стихотворение «Полет в космос» :
Летит в космической дали
Стальной корабль вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть и нас с тобой!
2.-Вторая наша станция «Космодром». (Демонстрируется картинка)
-Космодром – это место откуда стартуют космические корабли. Это целый комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов.
Стихотворение о Космодроме :
Хотите знать про космодром?
Скажу вам по секрету:
Стоит большой в пустыне дом
Внутри него – ракета!
В ней каждый винтик, автомат
По многу раз проверен,
Чтобы в полете космонавт
Был в технике уверен.
- Основоположник русской космонавтики ученый Константин Эдуардович Циолковский (демонстрируется фотография, картинка профессии).
- Конструктор Сергей Павлович Королев первый запустил спутник и построил ракету (демонстрируется фото, картинка профессии).
- Первыми в космос в настоящем космическом корабле полетели собаки Белка и Стрелка (демонстрируется картинка) и вернулись домой живыми и невредимыми.
-После них люди уже не боялись лететь в космос. И стали готовить специальных людей – космонавтов для полетов.
- Отгадайте загадку:
6. Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт (Гагарин).
-Первый в космос на ракете «Восток» (демонстрируется картинка ракеты «Восток») полетел Юрий Алексеевич Гагарин (демонстрируется фотография Гагарина)
День когда совершился полет -12 апреля 1961г. -этот день стал особенным и знаменательным – День космонавтики.
-А первая в мире женщина космонавт Валентина Владимировна Терешкова (демонстрируется фотография)
-А космонавт Алексей Архипович Леонов первый в мире вышел из ракеты в открытый космос (демонстрируется фотография).
-Сейчас космонавты могут жить в космосе на специальных станциях по несколько месяцев. Они проводят там испытания, изучают космос, звезды, планеты.
-Ребята, для того чтобы отслеживать перемещение космических аппаратов, руководить полетом ракет с земли существует центр управления полетами. Профессия людей, работающих там, называется авиадиспетчер (демонстрируется картинка профессия авиадиспетчер)
-Эта профессия очень ответственная и требует большого внимания.
-А вы хотите проверить себя, на сколько вы внимательны? ( Ответ детей: Да)
-Я предлагаю поиграть с вами в игру на внимание «Что идет дальше? Продолжи логическую цепочку»
Цель д/ и: Развивать логическое мышление и находчивость, быстро реагировать при составлении логических связок между предметами с опорой на знания об окружающем мире. (Перед детьми раздаточный материал)
-Ребята, перед вами: планеты, небесные тела, ракеты в определенном порядке. Вам нужно закончить логическую цепочку. (После окончания игры – проверяется правильность решения)
-Молодцы, все справились, все очень внимательны!
-Мы с вами отправляемся на следующую станцию.
Стихотворение о Ракете:
Вот под радугой ракета
Взмыла к небесам.
И такую же ракету
Я построю сам.
3.-Третья наша станция «Конструкторское бюро».
-Я предлагаю вам стать конструкторами (Образец ракеты по- шагово)
-Ребята, из каких частей состоит ракета: основная часть, нос ракеты и хвост. В основной части иллюминаторы.
-Из каких геометрических фигур состоит ракета? ( Ответы детей: прямоугольник, треугольники, круги)
-Сколько прямоугольников? (Один)
-Сколько треугольников? (Три)
-Сколько кругов? (Три).
-Сколько звезд (Пять)
(Демонстрация аппликации)
-Перед началом работы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит (пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы (загибают пальчики обеих рук)
В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект (поднимают сжатый кулак, наклоняют в право в лево)
Хвост его – полоска света (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки – «хвост»)
А зовут объект комета (сжимают и разжимают пальцы рук)
Дети приступают к работе
4. Итог занятия. Рефлексия.
(Воспитатель даёт анализ работы каждого ребенка)
- Вот и подошло к концу наше познавательное космическое путешествие.
-Где мы с вами были? Кто первым полетел в космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля самая необычная планета? Кто был первым космонавтом? Чем мы с вами занимались? Что больше всего понравилось?