Ольга Низковских
Конспект открытого итогового занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия на тему «Зима»
Цель: Обобщить представление о зимних явлениях, закрепить их знания о месяцах, об изменениях в животном мире, народных приметах.
Задачи:
Обучающие задачи: учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; обогащать и активизировать словарь (студень, просинец, бокогрей).
Публикация «Конспект открытого итогового занятия по речевому развитию в старшей группе на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Развивающие задачи: развивать образность, эмоциональность речи; создать у детей эмоциональный настрой, развивать слуховую и зрительную память.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы:
-Словесный: использование загадок, беседа, вопросы, объяснения.
-Наглядный: рассматривание картин с изображением погодных явлений, жизни диких животных зимой, прослушивание аудиозаписи.
-Практический: физкультминутка, танец-импровизация, игровые задания, рисование.
Здоровьесберегающие технологии: смена деятельности, дыхательная гимнастика, физминутка.
Словарная работа: студень, остужайло, просинец, бокогрей, приметы зимы, иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, дикие животные, спячка, оцепенение, линька, подшерсток, маскировка.
Предварительная работа: Цикл бесед о временах года; беседы о жизни диких животных зимой, о перелётных и оседлых птицах; наблюдения за птицами, за изменениями в природе, связанными с приходом зимы беседы, наблюдения зимних явлений погоды; чтение произведения С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Оборудование: снежок, иллюстрации «Времена года», «зимние погодные явления», картинки следов, животных, перелетных и зимующих птиц.
Ход занятия
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Приветствие, дети рассаживаются на стульчики полукругом)
-Послушайте внимательно загадку и ответьте на вопросы:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме).
-Почему зиму называют царицей? (Ответы).
-Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?
-Почему? (Ответы).
-На какой тройке прилетела зима? (Ответы).
-Что за скакуны в этой тройке? (Ответы).
-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. (Ответы).
-Да, зима - царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «остужайло».
-Как вы думаете, почему? (Ответы). Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же.
-Какой месяц следует за декабрем? (Январь). Январь - просинец.
-Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы). В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее.
-А какой же третий месяц зимы? (Февраль). Февраль - бокогрей. Что это значит? (Ответы). Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов - «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой - ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой. Почему? (Ответы). Правильно, это самый короткий месяц в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяцах сколько? (30 или 31 день).
-Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, чудную чародейку…
-Послушайте песню о зимних месяцах и потанцуем. (Произвольный танец под фонограмму песни «Три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.)
-А сейчас еще одна загадка.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора (Зима).
-Правильно. Давайте вспомним, что бывает зимой, какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа- рассмотреть иллюстрации).
-Какие приметы зимы мы знаем? (Ответы).
-Какая погода бывает зимой? (Ответы).
-Я предлагаю вам немного попутешествовать. Но сначала надо одеться. Что люди одевают зимой? Почему? (Ответы). Мы с вами оделись потеплее, можно отправляться в путь. Готовы?
-Для начала мы отправимся на большое зимнее озеро. Что мы видим? А кто находится под толстым слоем льда? Как рыбаки помогают рыбе зимой? - (Ответы, рассмотреть иллюстрации).
-Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся к Зиме в лес. А как можно добраться до леса, там много снега, можно провалиться?
- На лыжах! (Дети садятся на стульчики, имитируя ходьбу на лыжах).
- Вот мы и в зимнем лесу. Прислушайтесь, какая тишина: не слышно птичьих голосов, животных. А что мы можем услышать в лесу зимой? (под ногами скрипит искристый снежок, хруст веточек под ногами). Посмотрите какой снежок у нас на пути, давайте с ним поиграем.
Дидактическая игра «Подбери словечко». Кто снежок возьмёт, зимнее слово назовёт! Дети, встав в круг, передают снежок друг другу, называя зимние слова (метель, вьюга, снеговик, Снегурочка, снежинка, мороз, сугроб, сосулька, лёд, снегопад, гололёд и т. д.).
-Хорошо поиграли, много слов назвали. Посмотрите на руках много снежинок осталось (блеск от снежка, давайте их сдуем лёгкой струёй воздуха, вдох носом, плавный выдох ртом (дыхательная гимнастика).
Дидактическая игра «Чьи следы?»
-Ребята пока мы с вами в лесу играли, я нашла следы. Как вы думаете, кому они принадлежат? (лиса, заяц, белка, волк, птица- Дети соединяют следы с животными).
-Какие ещё животные живут в лесу? Как зимуют эти животные? Почему не мерзнет лиса, волк, белка, медведь? (вырастает теплый подшерсток, у лисы есть нора, у волка-логово, у белки - дупло, медведя –берлога).
-Есть ли у зайцев теплый, уютный дом? (нет) Почему зайцы меняется цвет шерсти? (для маскировки). -Чем питается заяц? (корой деревьев).
-Что делает медведь зимой в лесу? (впадает в спячку). Какие животные, как медведь. впадают в спячку? (ежи, бурундуки). А какие животные впадают в оцепенение? (енотовидные собаки).
-Как много вы знаете о лесных жителях. А знаете ли вы без чего зимы не бывает? (Ответы). Правильно, без снега. Давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
-Какой снег па ощупь? (Холодный). Холодный, как что? Что еще бывает холодным (Лед). Какой снег на ощупь? (Мягкий). Как что? (Как вата). Какой по цвету? (Белый). Как что? (Как сахар). Какой по весу? (Легкий). Как что? (Как пух). Теперь посмотрим, получится ли у нас загадка.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег).
Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к погоде. А вы знаете зимние приметы? (Ответы). Давайте поиграем!
Игра «Бывает - не бывает». Воспитатель задает вопросы - если ответ положительный, дети хлопают.
Вопросы:
- Бывает снег зимой?
-Зеленые листья на деревьях зимой?
-Желтые листья осенью?
-Зелень весной?
-Цветы летом?
-Летом на крыше растут сосульки.
-Зимой дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии.
-Зимой медведь питается ягодами.
-Зимой кружится белый пушистый снег.
-Молодцы ответили на все вопросы.
-А теперь, ребята, давайте вернемся в город. (Повторение зимующих и перелетных птиц).
-Посмотрите на нашу кормушку. Туда прилетело много птиц, они все перепутались, давайте разберемся какие из них оседлые, а какие перелетные.
-Ребята, скажите, что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки).
-Здорово, какое замечательное путешествие у нас получилось. Ребята, а вы хотите нарисовать зимнюю картину? Дети совместно с воспитателем рисуют мелками на синем фоне. Затем рассматривают работы. (Во время рисования звучит музыка).
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вам особенно понравилось? запомнилось? (Ответы)
Сюрпризный момент, угощение. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы-зимы с запиской, и которой она их хвалит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.