Светлана Яшина
Конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Подготовила: воспитатель Яшина С. А.
Цель:
• продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающем мире,
• обобщить представления детей об осенних изменениях в природе,
• закрепить знания детей о деревьях, листьях, об изменениях, происходящих в осенний период;
Публикация «Конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• развивать познавательную деятельность, обогащать словарь детей;
Задачи:
Образовательные: обогащать словарь детей.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.
Речевые: развивать связную речь, умение излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь: золотая, рыжая, дождливая, хмурая, ветреная, разноцветные, листопад.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: беседа-диалог, игровой прием (дидактические игры, подвижные игры, исследовательская деятельность, трудовая деятельность, хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и изменениях происходящих с деревьями в осенний период,
• расширение речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства со стихами, загадками осенней тематике,
• формирование способности выражать наблюдаемое в своей речи
Подготовительный этап
• разработка конспекта
• подбор материала, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала.
Словарная работа: золотая, рыжая, дождливая, хмурая, ветреная, разноцветные, листопад.
Ход прогулки.
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
А какое сейчас время года? Да, осень. А как вы это определили?
- На деревьях и кустарниках появились разноцветные листочки, стало холоднее, люди надели теплые куртки, идут частые дожди, птички улетают в теплые края.
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
Вос-ль: - А как можно узнать, что дует ветер? (По облакам, по веткам деревьев.)А ещё с помощью чего? (С помощью флюгера, вертушек, ветреного рукава.)
Давайте все вместе пройдём на нашу метеостанцию и понаблюдаем сегодня за ветром.
2. Наблюдение на метеоплощадке.
Вот мы с вами и на месте. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна
метеоплощадка?
(для того, чтобы наблюдать за погодой)
-А кто знает кто такие метеорологи?
(это люди, которые составляют прогноз погоды)
-Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде, отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать. Готовы?
Это важный показатель,
Градусник -ее приятель.
Если жарко -высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все. (Солнце)
Молодцы, ребята! Все отгадали.
А сейчас давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны?
-Прежде чем мы приступим к прогнозу погоды, послушайте стихотворение и скажите о чем здесь идет речь.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей
–Он летит и скачет
–Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит –нынче ветер! Л. Стефанович
Итак, ребята, о чем это стихотворение? Верно, оно о ветре и о воздушном змее, который летит в небе, подгоняемый ветром.
-Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить
воздушного змея?
Верно,погода должна быть ветреной и без осадков.
Скажите, а как можно определить пасмурная или ясная сейчас погода.
(посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная)
Хорошо. Тогда подскажите мне, какая сегодня погода?
(ясная, хорошая или облачная, но без осадков)
Почему вы так решили?
(ответы детей)
А хотите поиграть в игру «Облако и туча».
(ответы детей)
-Слушайте внимательно правила игры, если я говорю: «Облако!», бегите к рисунку облака, если говорю: «Туча!», то бегите к рисунку тучи.
(На одной стороне дорожки поставить шест с рисунком тучи, на другой
–с рисунком облака. Дети бегают по центру)
-Молодцы! Отдохнули, согрелись? Продолжим нашу беседу. Ребята, мы с вами говорили о том, как узнать облачно или ясно на улице, а как же узнать ветрено ли на улице?
(посмотреть на деревья, если ветки колышутся и дерево гнется, значит,
на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра)
-Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные приборы, которые находятся на нашей метеоплощадке.
-Посмотрите, на устройство, которое называется вертушка.
Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем)
-Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем сильнее ветер, тем быстрее они вертится.
-Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер
(сильный)
-Как вы это поняли?
(вертушек сильно крутится)
-А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или «ловушка ветра».
(показываю на прибор)
-На что он похож?
(ответы детей)
-Как вы думаете, для чего он нужен?
(ответы детей)
-Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер.
-Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились
.
(Речевая игра «Ветер-ветерок)
-Ветерок поёт песенку
(ш-ш-ш)
«Дует сильный ветер»
(дети произнося звук «ш» громко)
-«Дует слабый ветер»
(произносят звук «ш» тихо)
-Ребята, а как мы можем узнать, холодно или тепло на улице?
(с помощью термометра)
-Верно, посмотрев на термометр, мы узнаем, сколько градусов на улице. Давайте взглянем на термометр, который находится на метеоплощадке.
(Подхожу к термометру)
-Итак, температура воздуха составляет. градусов. Холодно или тепло сейчас?
(ответы детей)
-Давайте еще раз посмотрим на приборы и на природу вокруг и поведем итог, какая сегодня погода.
(дети подводят итог)
3. Исследовательская деятельность.
А сейчас я предлагаю подойти к березе.
Ребята, береза выбрана символом России. А как вы думаете, почему? За ее красоту и за то, что береза – это единственное дерево с белой корой, береза и считается символом России. Скажите, почему у березы белый ствол? Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?
Воспитатель раздает детям темные лоскутки ткани, и дети проделывают опыт.
-Вот какую тайну хранит в себе это дерево. Но я открою вам еще один секрет. Как вы думаете, для чего березе нужен белый ствол? (ответы детей). Белый ствол березы отражает солнечные лучи и кора защищает дерево от холода и перегрева. И поэтому береза может расти и на юге, и на севере.
- Вот, ребята, сколько интересного таит в себе наша красивая березка. Давайте на прощание скажем березе скороговорку: «Зелёная берёза стоит в лесу, Зоя под берёзой поймала стрекозу».
4. Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".
После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
5. Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход игры
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Желтеют (листья)
Моросит (дождь)
Дует (ветер)
Вянет (трава)
Опадают (листья)
Льет (дождь)
Улетают (птицы)
Созревают (овощи, фрукты)
Собирают (урожай)
6. Трудовая деятельность.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).
7. Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
• бег «змейкой» между деревьями,
• игры с выносным материалом (обручи, флюгеры,
• игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)
«Перепрыгни через овраг» (прыжки в длину с места, расстояние 30-40 см).
8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке :
- Нельзя ломать ветки, рвать растения.
- Нельзя брать и кидать палки, камни.
- Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.
- Нельзя лазить по деревьям и заборам.
- Играть на виду у воспитателя.
Воспитатель: Ребята, наша прогулка подошла к концу.
- Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?
Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали.