Марина Николаевна Войтко
Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Золотая Хохлома»
Примерная основная общеобразовательная программа : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; парциальные программы: «Народная культура и традиции» под редакцией В. Н. Косаревой; Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема совместной деятельности : «Золотая хохлома»
Ведущая образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей; воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Задачи:
Социально – коммуникативная:
Формирование позитивных установок к различным видам творчества; поощрение стремления высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми своими впечатлениями.
Познавательно – речевая:
Развитие интереса детей, любознательности; учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи, ее цветовую гамму; познакомить детей со стихотворением о хохломской росписи.
Художественно – эстетическая:
Закрепление приемов работы с красками; развитие умения строить рисунок в стиле хохломской росписи; прослушивание русской народной музыки.
Физическое развитие:
Снятие физического и психоэмоционального напряжения в процессе учебной деятельности.
Виды деятельности : познавательная, игровая, продуктивная, музыкальная, двигательная.
Формы организации : подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности : беседа, рассматривание изделий, игра, самостоятельная продуктивная деятельность, танец.
Оборудование: посуда с хохломской росписью : ложки, поднос, чашки; образцы росписи; кисти, гуашь, салфетки, баночки с водой, плоскостные изделия для росписи.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.
Ход совместной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель в русском народном костюме Звучит музыка, входят дети и встают около хозяйки, здороваются.
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж, захватывает дух!
– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Под музыку дети входят и встают вокруг стола.
Основная часть
История хохломской росписи :
Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.
Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка.
А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу.
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.
Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно Дети рассматривают изделия.
Расматривание хохломских изделий Воспитатель : «Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?»
Как вы думаете, умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде? Ответы детей: В хохломской росписи используют красный, черный, желтый, зеленый, золотой цвета.
Заимствуют у природы – ягодки, веточки, листки, травка
Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника, листики, завитки, точечки, усики
Дидактическая игра
Воспитатель: А давайте с вами поиграем. Я буду говорить слова, а вы, следуя этим словам, выполнять движения.
(следуя словам, выполняем движения)
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес! Дети выходят, встают в круг, выполняют движения, следуя словам
Практическая часть.
Мастерская умельцев. Воспитатель: Молодцы, а сейчас я хочу предложить представить вам, что мы мастера хохломской росписи, и нам нужно изготовить разные изделия к ярмарке. Как на Руси водится, вместе и дело спорится. Давайте приниматься за работу. Проходите в нашу мастерскую за свои рабочие места.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Вы уже знаете элем енты хохломской росписи,давайте с вами вспомним их. (показываю карточки с элементами дети рассказывают о элементах).
Воспитатель: А сейчас вы немного подумаете, какой узор вы нарисуете, ведь каждый мастер расписывает ложки, чаши, вазы своим узором.
Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает, если возникли трудности. Дети проходят за столы.
Ответы детей: Осочки – легким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки – рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.
Усики – рисуют в виде непрерывной линии закрученной в спираль.
Ягодки – приемом тычка палочкой-тычком или концом кисти
Листики – концом кисти или примакиванием.
Динамическая пауза.
Танец с ложками Воспитатель: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
А вы знаете, говорят ложки, это не только столовые приборы, но это и музыкальные инструменты. А давайте с вами проверим так ли это на самом деле. Дети выходят, берут ложки, встают полукругом.
Итог занятия.
Воспитатель: Ай да ложки, действительно повеселили нас.
Воспитатель: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами?
Воспитатель: Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши работы. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся.
Ответы детей.
Выход детей под музыку из зала.