Александра Прокофьева
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изодеятельности
по тему «Золотая Хохлома»
Подготовили воспитатели ЧУ ОО СОШ «Росинка»
Прокофьева А. М. ,Моисеева А. М., Латыпова М. Х.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Золотая хохлома“ в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
-Образовательные задачи: познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством- хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
-Изобразительные задачи : учить детей составлять узор на готовой форме, располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательости (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, травка, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской роспии : черный, красный, золотой
-Технические задачи: закреплять способы рисования гуашью.
-Воспитательные задачи: вызвать интерес детей к народному искусству, вызвать эмоциональное восприятие детьми предметов народного творчества.
-Материал: ваставка хохломской посуды и мебели. У воспитателя миска с хохломской росписью, у детей миски, вырезанные из бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.
-Предварительная работа: повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве.
Ход занятия
1 часть
У детей на столах расставлены хохломские изделия
-Ребята, перед вами золотая хохлома, как вы думаете, почему эти изделия названы золотыми, ведь они сделаны из дерева?
Дети рассматривают предметы.
-Правильно, потому,что у одних предметов золотой фон, у других золотые узоры.
-А кто знает, почему эти красивые предметы называют хохломскими?
Послушайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного мастера- Степана Павловича Веселова.
«В заволжских лесах, в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна процветает хохломской промысел по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда мастера свозили для продажи свой товар.
Традиции в изготовлении и росписи изделий передавали из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деде, так у нас в Хохломе и велось»,- рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу бывало на лавке около отца, смотрю как он работает. И как-то он спрашивает: «Что, Степашка,писать хочется? – Хочется, тятя, - отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «никак Степашка лучше отца стал писать!»
Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и даже та с росписью. «Это- чтоб веселей было», - поясняет мастер.
Чаши, миски, шкатулки, вазы сначала вытачивают их дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо плверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет – начнет покрывать олифой несколько раз. А затемчашу лудят. Куском овчины натирают порошком аллюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебряную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове,как изложить на ней рисунок, чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего он любит рисовать кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состоим. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит- озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь- калить. От жара серебряная посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски и много друго посуды и мзделий. Сиепан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
-ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о таких замечательных мастерах, как Степан Павлович Веселов?
(«Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит», «Хорошая работа два века живет»)
-Давайте еще раз рассмотрим хохломские изделия. Какие можно выделить основные элементы узора?
(Ягоды, листья, цветы, травка)
-Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с годами, листьями и цветами. Травка занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками. («Как осока под ветром»). В узорах встречаются изображения птиц, рыб. Край украшей прямой каймой.
-Обратите внимание, в хохломской росписи три главных цвета: красный,Черный и золотой. Дополнительные цвета- зеленый и желтый.
-После небольшого перерыва мы будем учиться хохломской росписи.
2 часть
-Ребята, посмотрите какая у меня есть миска.
-Каким узором она украшена?
-Как вы узнали, что хохломским? (цвет; элементы, узор)
-Сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором низкую миску. Рассмотрите на ней узор. Внизу и вверху нарисованы простые полоски- это кайма.
-Из чего состоит узор на миске? (из веток с ягодами, листиками, из завитков и травки).
-Давайте рассмотрим ветку, как расположены на ветке ягоды и листики – по три, рядом, где расположены завитки и травка (вдоль всей веточки, назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора на золотой миске (Черный, красный, желтый, зеленый)
-Посмотрите, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем снизу вверх слегка изогнутую ветку, на ней изображают ягоду и листья – по три, затем на всех свободных местахна ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять многа места на миске).
Еще раз задаем вопросы, чтобы закрепить представления последовательности изображения элементов узора (что сначала, что потом).
Предлагаем приступить к работе.
В ходе рисования, когда дети нариуют ягоды и листья предложить дорисовать оживку. Следить, чтобы завитки и травку рисовали кончиком кисти.
При анализе рисунков вмесе с детьми отметить наиболее похожие на образец работы, на особенно тонкие элементы.
-Молодцы! У вас плучились очень красивые хохломские миски! Может в будущем, кто-нибудь из вас придет на смену хохломским мастерам!
(Рассматривание работ ведется под веселую русскую народную музыку).
-В заключении послушайте стихотворение «Золотая Хохлома»
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата и красива,
Гостю рада от души,
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного цвета
И ромашки луговин.
Все вобрала словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи.