Ольга Шлекис
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя: положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое, игрушка-лягушка, модель для составления загадки, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо - плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку».
Ход занятия
Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка - это волшебный мир.
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые, у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Но прежде чем начать путешествие, давайте вспомним сказки, в названии которых есть число.
Дети:
- Три медведя
-Три толстяка
- Волк и семеро козлят
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Три поросёнка
- Два жадных медвежонка
- Двенадцать месяцев
(под звуки песни «Облака - белогривые лошадки» сделать облака из лент: держать ленты в середине, дети берутся за их края, идут по кругу.)
Воспитатель. Ребята, лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, в волшебном лесу какие звери живут?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Воспитатель. Загадаю вам загадку:
На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть.
- Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый
- Назовите сказки, в которых волк является главным героем?
- Лисичка - сестричка и серый волк
- Иван царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Красная шапочка
Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Молодцы ребята, много слов разных знаете
- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?
Ответы детей: Гуси – лебеди
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку - рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
- В саду стояла яблонька, на которой
Дети: Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Дети: Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Дети: Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Дети: Варила вкусное варенье
- варенье было вкусное, поэтому
Дети: Внуки ели его прямо ложками
Воспитатель. Молодцы ребята, хороший рассказ составили.
А что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается, из него вылетает шарик с комариками)
Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Воспитатель. А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А, тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?
Ответы детей: три розы, снежная королева.
Воспитатель: В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: «Тараканище»
Воспитатель: В какой сказке встречается мороженое?
Ответы детей: Старик- Хоттабыч
Воспитатель: Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо-плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(В розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)
(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)
(В велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть) Воспитатель: Подождите, не спешите, наклонитесь, что - там в траве блестит. Кто это ребята?
Ответы детей: Царевна-лягушка
Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её.
Ответы детей: Лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка- попрыгушка, лягушка-толстушка.
Воспитатель: Молодцы ребята. Но наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Что делает? Кто или что делает так же?
Прыгает Мяч
Ныряет Утка
Плавает Лодочка
Что прыгает так же, как лягушка — мяч.
Кто ныряет так же, как лягушка — утка.
Что плавает так же, как лягушка - лодочка.
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Воспитатель.
У нашей лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки.
Дети дорисовывают кляксы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, она оставляет их нам на память о нашей встрече.
В заключение спросить у детей, что им особенно понравилось в путешествии.