Юлия Кириллова
Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона»
Цель:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в старшей группе „Путешествие в прошлое телефона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Телефон. Все про телефоны
- Телефон. Путешествие в прошлое, история
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Область «Познание» : познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи, закрепить знание геометрических фигур, цветов. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Область «Коммуникация» : развивать связную речь детей. Формировать умение вести диалог с воспитателем. Воспитывать умение слушать, не перебивая ответы сверстника.
Область «Социализация» : закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
Предварительная работа: д/и «Хорошо – плохо», игры с морфологической таблицей, фантазирование с помощью метода фокальных объектов.
Оборудование: письмо, телефоны (из трубок, дисковый, кнопочный, сотовый, предметные картинки, мяч, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, морфологическая таблица.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в группу пришло письмо из краеведческого музея. Давайте прочтем это письмо. «Здравствуйте, пишет вам экскурсовод из музея. «У меня зазвонил телефон…» - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но не всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Приглашаем вас принять участие в выставке телефонов будущего. Ждем ваших работ. Всем удачи. До свидания».
- Ребята, мы будем принимать участие в выставке? (Ответы детей.) А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать? (Ответы детей).
- Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? (Нет, телефона тогда еще не было).
- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей).
- Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН».
Показываю телефон из трубок. Вместе с детьми его рассматриваем.
- Что необычного для нас в этом телефоне? (Ответы детей).
- Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
- Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск.
Показываю детям дисковый телефон. Рассматриваем его.
- Давайте подумаем, что хорошего в телефоне с диском? (ответы детей).
- А что плохого в телефоне с диском? (уставал палец, диск вращался медленно).
- Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас.
Рассматриваем телефон с кнопками.
- Давайте определим, что хорошего в телефоне с кнопками? (ответы детей).
- А что плохого в телефоне с кнопками? (таким аппаратом можно пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя и т. д.).
- Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон.
Предлагаю рассмотреть настоящий мобильный телефон.
- Ребята, а что хорошего в мобильном телефоне? (его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился).
- Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
- А что плохого в мобильном телефоне? (можно его потерять, вредный для здоровья, может сломаться, может сесть батарейка и т. д.).
- Вот так появился телефон, но и сейчас ученые придумывают новые виды телефонов.
- А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше?» (игра с мячом)
Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например, книга. Ребенок бросает мяч обратно и говорит деревом и т. д.
Велосипед – железом;
Шкаф – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Лягушка – головастиком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Ботинки – кожей.
- Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в выставке. В этом нам поможет волшебная таблица (морфологическая таблица).
С помощью морфологической таблицы составляем изображение телефона, задаю детям параметры внешнего вида телефона (форму корпуса, цвет корпуса, форму экрана, материал, количество и цвет кнопок). Сообщаю детям, что последняя строка в таблице обозначает дополнительные детали телефона, но она осталась не заполненной. Поэтому ребятам необходимо самим пофантазировать и дорисовать детали своим телефонам.
- Внешний вид своих телефонов вы придумали. А сейчас мы придумаем свойства нашим телефонам, какими они будут. Нужно выбрать четыре картинки и назвать к предметам, изображенным на этих картинках по два свойства. Затем эти свойства мы будем переносить на слово телефон. Дети называют свойства, обозначаю их схематично, например, свойство веселый – улыбка и т. д. (Метод фокальных объектов).
Предлагаю каждому ребенку выбрать для своего телефона любое свойство (например, веселый) и рассказать про свой «веселый» телефон так, чтобы захотелось его приобрести.
Дети по очереди рассказывают про свой телефон.
- Молодцы, ребята, вы все придумали очень необычные, интересные телефоны.
- Дети, что нового вы сегодня узнали? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?
- Может быть, в будущем такие телефоны будут продаваться в магазинах?
- А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующей встрече.
- А сейчас давайте организуем в группе выставку телефонов будущего, на них посмотрят взрослые, дети из других групп. Потом мы отправим их на выставку в музей.