Наталья Атланова
Конспект организованной образовательной деятельности «Звук «Б» и буква «Б» с детьми с ОНР в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
учителя-логопеда Атлановой Н. А.
Тема «Звук Б. Буква Б»
Цель: познакомить детей со звуком и буквой Б.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закрепление навыков различения и четкого произношения звука Б в слогах, словах, фразах; упражнение в употреблении притяжательных местоимений мой, моя, мои, мое; упражнение в употреблении падежных конструкций и составлении предложений с опорой на предметные картинки.
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, ориентировки в пространстве и в схеме собственного тела, артикуляционной, общей и мелкой моторики, темпа и ритма речи, а так же мышления, памяти, внимания.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно.
Оборудование: кукла Буратино, наборы для звукового анализа (демонстрационный и по количеству детей, демонстрационные буквы, кассы букв по количеству детей, картинки с изображением предметов и объектов, содержащих в названии звук Б, мяч, подносы с манной крупой, пуговицы, пластилин, желуди, фасоль, счетные палочки, мнемотаблица «Звуки, буквы», компьютер, видеозапись физминутки.
Недирективные приемы:
- опосредованное обращение (Буратино);
- расположение педагога на одном уровне с детьми;
- предоставление детям возможности выбора;
- прямой контакт с материалами (манка, желуди, фасоль);
- использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (манка, желуди, фасоль);
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение;
- «я - сообщения» (итог деятельности).
Игровые приемы:
- общение со сказочным персонажем;
- передвижение по картинкам;
- игра с мячом.
Применяемые технологии:
- здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, элементы логоритмики, развитие мелкой моторики, общей моторики);
- компьютерные;
- мнемотехника.
1. Огранизационный момент. Дети и логопед входят в зал, здороваются с гостями. Затем встают перед зрительным тренажером.
Ребенок: Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз
Повторять ты не ленись!
Дети выполняют гимнастику при помощи настенного зрительного тренажера. Раздается плач и появляется Буратино (кукла).
Логопед: Ребята, вы узнали нашего гостя? Буратино, чем ты так расстроен?
Буратино: Папа Карло подарил мне азбуку, а я ее потерял. Теперь никогда не выучу буквы!
Логопед: Не беда! Ребята, хотите помочь Буратино?
Дети: Да!
Логопед: Буратино, оставайся снами. Мы сегодня познакомимся с новым звуком и буквой.
Дети и логопед располагаются на ковре.
2. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: А ты знаешь, Буратино, какой первый звук в твоем имени?
Буратино: Нет, не знаю.
Дети: Звук Б.
Логопед: Сегодня познакомимся со звуком Б.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети произносят звук Б хором и по одному, затем при помощи логопеда описывают акустико-артикуляционный образ звука Б (при помощи мнемотаблицы): губы сжаты и «стреляют», голосовые связки работают.
Дают характеристику звука: согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком с колокольчиком.
Логопед: Ну что, Буратино, запомнил, с какого звука начинается твое имя?
Буратино: Да! Ребята мне все объяснили.
3. Развитие фонематического слуха.
Выделение слов с звуком Б из цепочки слов.
Логопед: Хочешь поиграть вместе с нами?
Буратино: Конечно, хочу!
Логопед: Игра называется «Поймай слово!»
Буратино: А я не знаю, как в нее играть. Ребята, научите.
Дети вспоминают правила игры: взрослый произносит слова (бабушка, диван, бархат, губы, дом, бал, база, облака, дым, бык, Люба, дети хлопают в ладоши, как только услышат слово со звуком Б.
4. Автоматизация звука Б в слогах, словах, предложениях.
Буратино: Я тоже знаю одну веселую игру. Поиграем? Точно повторяйте за мной песенку слогов.
Дети повторяют цепочку слогов с разным ударением:
Ба-ба-ба, ба-ба-ба, ба-ба-ба и т. п.
Буратино обращает внимание на перевернутые изображением вниз картинки, лежащие на ковре. Картинки образуют дорожку к мольберту.
Буратино: Какие красивые картинки! (Буратино берет картинку, называет ее, с помощью детей определяет позицию звука в слове и ставит на мольберт).
Дети следуют за Буратино, по очереди берут картинки, садятся на стулья перед мольбертом, по очереди проделывают то же самое.
Упражнение на закрепление употребления в речи притяжательных местоимений мой, моя, мои, мое.
Логопед: Представьте, что все, что нарисовано на картинках – ваше. Про что можно сказать МОЙ (МОЯ, МОИ, МОЕ?
Дети: моя бабочка, моя булка; мой будильник, мой банан; мои ботинки, мои губы и т. п.
Последнюю картинку с изображением щенка снова берет Буратино.
Буратино: Мой любимый Бублик! (логопед вместе с детьми уточняет наличие и позицию звуков Б в слове)
Логопед: А вы, ребята, мечтаете о таком милом щенке?
Дети: Да!
Логопед: Представьте, что каждому из вас на день рождения подарили Бублика.
Игра с мячом на закрепление употребления в речи
падежных конструкций.
Логопед кидает мяч каждому ребенку по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Кто ждет тебя дома? – Бублик.
Кого ты любишь? – Бублика.
О ком ты долго мечтал? – О Бублике.
С кем ты любишь фотографироваться? – С Бубликом.
Кому ты даешь самые вкусные косточки? – Бублику и т. п.
Составление детьми предложений с опорой
на предметные картинки.
3. Динамическая пауза.
Буратино: Как здорово узнавать что-то новое! Только я устал.
Логопед: Значит пора отдохнуть!
Ритмическая физминутка. Обучающий мультфильм «Лево-право». Изображение демонстрируется на большом экране с помощью проектора.
4. Знакомство с буквой.
Буратино: Я многому сегодня научился, но мечтаю еще научиться писать свое имя. Ребята, что для этого нужно знать?
Дети: Для этого нужно знать буквы.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Б.
Дети садятся за столы.
Буратино: А что такое буква и что такое звук?
Дети с опорой на мнемотаблицу, вспоминают стихотворение:
Мы звук произносим и слышим.
А букву мы видим и пишем.
Логопед: А вот и буква Б. Большая и маленькая.
Прорисовывание буквы Б в воздухе.
Из скольких элементов состоит?
На столах разложены разнообразные материалы: пуговицы, бусы, поднос с манкой, желуди, камушки, фасоль. пластилин.
Дети конструируют букву, логопед и Буратино конструируют вместе с детьми.
Буратино: Ребята, вы запомнили букву Б?
Дети: Да!
Буратино: И я запомнил первую букву своего имени.
5. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.
Логопед: А еще, Буратино, наши дети умеют выполнять звуковой анализ слов.
Буратино: А что это такое?
Логопед: Посмотри и послушай, со временем и ты научишься.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов: бу, бак, Буба.
Выкладывание слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Логопед: Ну что, Буратино, понравилось тебе в детском саду?
Буратино: Да! Теперь я попрошу папу Карло обязательно отвести меня в детский сад.
Логопед: А чтобы ты смог выучить все буквы, мы с ребятами дарим тебе новую азбуку, взамен той, что ты потерял.
Буратино благодарит, прощается и уходит.
6. Рефлексия.
Логопед: У меня сегодня прекрасное настроение. Мне очень понравилось общаться с вами, ребята. Вы активные, веселые, любознательные.
А какое настроение у вас?
Что запомнилось больше всего?
Что нового вы узнали сегодня?