Ирина Булах
Конспект ООД по речевому развитию с элементами кейс-технологии для детей старшей группы по теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию с элементами кейс – технологии
для детей старшей группы по теме «Семья»
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
- побуждать детей к высказываниям в виде полных предложений;
- развивать умение доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, используя в своей речи активный словарь;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с элементами кейс-технологии для детей старшей группы по теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение работать в группе, вести диалог со сверстниками;
- расширить понятие «семья» и его значение;
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и понимание того, что у каждого члена семьи есть свои обязанности;
- формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями, уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;
- закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, уважают и любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим,
-формировать моральные и нравственные качества ребенка усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
Кейс - технология : вид: кейс – иллюстрация.
Организационный момент:
Утром, до прихода детей, воспитатель в группе на полу наклеивает стрелки, которые ведут от входной двери до уголка книги. Если дети задают вопросы про стрелки, воспитатель отвечает, что не знает откуда они появились и что они обозначают. Воспитатель предлагает детям разобраться самостоятельно и предлагать свои идеи.
Дети в группе занимаются свободной деятельностью: в центре сюжетных – ролевых игр, рассматривают книги за столом, играют с настольными играми.
Воспитатель включается в игровую деятельность с детьми, затем подходит к детям, которые рассматривают книги за столом.
Воспитатель:
- Друзья мои, как вы думаете, что же обозначают стрелки?
Ответы детей. (Указывают путь к уголку книги)
Воспитатель проходит по стрелкам.
Воспитатель:
- Представляете, стрелки указали путь к книгам.
- Ребята, вы ничего нового не заметили в книжном уголке?
Ответы детей. (Появилась новая книга)
Воспитатель:
- Кому интересно узнать о чём книга, вы можете подойти.
Воспитатель:
- Давайте присядем на ковре все вместе, чтобы её рассмотреть. Книга называется «Права ребенка». Что изображено на первой странице?
Ответы детей. (Мама держит ребенка)
Воспитатель: Это право на жизнь. Давайте рассмотрим следующую картинку. Что на ней изображено?
Ответы детей. (Я вижу большой дом)
Воспитатель: Согласна, это право ребенка на жильё. Как вы думаете, какое право изображено на этой странице?
Ребенок: Право на медицинскую помощь.
Воспитатель: Правильно. Арина, а что изображено на этой картинке?
Ребенок: Дети играют.
Воспитатель: Матвей, можешь назвать это право.
Ребенок: Это право ребенка на игру.
Воспитатель: Друзья мои, рассмотрите картинку в книге и попробуйте сами назвать это право.
Ответы детей. Это право ребенка на отдых.
Воспитатель: Верно. Осталась последняя страница нашей книги, хотите узнать, что там изображено?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Прежде чем я переверну страницу, отгадайте загадку.
Воспитатель читает загадку:
Я люблю свою семью :
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на …
Дети: Семью.
Воспитатель: Верно, давайте скажем, что такое семья?
Дети: Семья – это дом. Семья – это когда мама, папа, дети живут вместе. Семья – это папа, мама, дети и другие родственники.
Воспитатель: Вы все правы, мы тоже большая дружная семья, становитесь в круг, возьмитесь за руки, ребята, вы знаете стихотворения про семью? Сегодня Настя сказала, что вместе с мамой дома выучили стихотворение о семье, послушайте его внимательно, потом поговорим о нем.
Моя родня
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? (Ответы детей). Все ли они родные? (Ответы детей)
Ответы детей : Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка - родные. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но они не люди. Поэтому щенок Тишка не является родней герою стихотворения.
Воспитатель: У каждого члена семьи есть свои обязанности, в семье все друг о друге заботятся. Попробуйте распределить обязанности каждого члена в семье. А помогут вам в этом карточки-символы.
Дидактическая игра «Обязанности в семье» (на коврографе)
На коврографе расположены картинки членов семьи : мама, папа, сын и дочь. Воспитатель предлагает детям выбрать картинку на столе, на которых изображены разные обязанности каждого члена семьи, затем расположить эти картинки на коврографе в соответствии с каждым членом семьи.
Воспитатель: - Ребята, назовите обязанности, которые выполняет мама в семье?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что делает папа в семье?
Ответы детей.
Воспитатель: - Назовите обязанности, которые выполняют в семье дети. Действительно, крепкая и дружная семья, это когда вместе работают и отдыхают.
Физминутка «Семейная зарядка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делаем мы вместе смело,
А потом бежим трусцой и качаем головой.
Воспитатель: Ребята, я узнать историю, которая произошла в семье двух мальчиков?
Ответ детей.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Мотивационный - Ребята, я расскажу случай который произошел в семье двух мальчиков Вовы и Миши из рассказа Валентины Осеевой «Печенье» Внимательно слушают воспитателя.
II. Ознакомительно - аналитический
Зачитывает рассказ В. Осеевой «Печенье».
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
Проблема: невнимательное, неуважительное отношение к старшим (маме, бабушке).
Показывает первую иллюстрацию к рассказу. Предлагаю первую страницу книги и рассмотреть ее.
- Какое настроение у мальчиков?
- Какое настроение у мамы и бабушки? Что они чувствуют?
- Почему?
- Как отнеслись мальчики к маме и бабушке?
- Почему вы так думаете?
- Ребята, давайте поможем Вове и Мише исправить ситуацию. Внимательно слушают рассказ.
Рассматривают иллюстрацию к рассказу.
- Настроение радостное, ведь так замечательно всем вместе пить чай, да еще с печеньем.
- Они грустные. Им обидно.
- Потому что мальчики разделили все печенье только между собой, не угостив самых близких и любимых людей.
- Они отнеслись к ним плохо, неуважительно.
- Потому что, мальчики не подумали о маме и бабушке. Нужно уважать старших, в первую очередь родителей.
III. Организационно - поисковый
- Для этого обсудите историю, которая произошла в семье, и предложите, как можно помочь мальчикам. Работать вы будете все вместе. Но сначала вспомним правила работы в группе.
- Внимательно слушаем друг друга.
- Говорим по очереди, не перебиваем друг друга.
- Вежливо общаемся друг с другом.
- Ответы дает каждый.
Обсуждают, как помочь Вове и Мише исправить ситуацию.
IV.Презентационный
- Ребята, как же можно мальчикам исправить ситуацию?
- Все ваши ответы интересные и правильные. Но давайте решим, как будет лучше исправить ситуацию?
- Почему вы выбрали этот вариант? - Сходить в магазин и купить еще печенья, напоить маму и бабушку чаем.
- Испечь вкусное печенье.
- Попросить прощение у мамы и бабушки.
- Мальчикам нужно было поделить печенье поровну «Поровну» - это не только между детьми, это на всех, кто рядом с тобой. Делить нужно было на четверых.
- Мальчикам нужно было поделить печенье поровну.
- Потому что нужно уважать старших, в первую очередь родителей, и делится со всеми, кто рядом.
V. Итоговый
Показывает вторую иллюстрацию к рассказу.
- Какое настроение у мальчиков на этой картинке?
- А у мамы и бабушка?
- Как вы думаете, почему им весело?
- Ребята, вы нашли отличный выход из ситуации. А что помогло вам найти наиболее правильный вариант решения этой ситуации?
- А были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы проявили неуважение к родителям (старшим). Если были, как вы исправляли ситуацию?
- Ребята, что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не происходило?
- Молодцы. Вместе вы пришли к верному решению. Рассматривают иллюстрацию.
- Мальчики веселые.
- Они тоже веселые.
- Мальчики поделили печенье на всех. Вся семья вместе пьет чай.
- Мы работали вместе.
- Мы слушали друг друга.
- Мы смогли договориться.
- Я не попрощался с бабушкой, когда она уезжала. Мне стало стыдно. Я попросил у мамы телефон, позвонил бабушке и попросил у нее прощение.
- Нужно уважать родителей (старших). Проявлять заботу о них.
- Надо помогать своим родителям.
- Не огорчать своих родителей.
- Если нарушил правило, надо попросить прощение.
Рефлексия.
Воспитатель: - Вечером, вы рассмотрите книгу вместе с родителями и расскажите историю, которая произошла в семье Вовы и Миши, а на прогулке мы продолжим играть в большую дружную семью.