Халипаева Регина
Деловая игра «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга
«Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
Цель:
актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов
Участники: педагоги ДОУ
Продолжительность: 1 – 1,5 часа
Материалы: бумага, мяч, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Ожидаемые результаты: педагоги лучше понимают важность креативности в своей профессиональной деятельности; лучше начинают осознавать, как проявляется креативность; начинают использовать необычные формы мышления; овладевают техникой рефрейминга.
Педагог – психолог: Добрый день, уважаемые коллеги!
Нашу встречу я хотела бы начать с истории:
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям».
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».
Наша встреча посвящена теме креативности – как одному из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ. Для начала давайте поздороваемся.
Упражнение «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Педагоги по сигналу педагога-психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
• 1 хлопок – здороваемся за руки;
• 2 хлопка – здороваемся плечами;
• 3 хлопка – здороваемся спинами.
Для получения тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
После выполнения упражнения, участники садятся в круг.
Упражнение «Минута на разговор»
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, дом, мода, завтрашний день, отпуск, ближайший праздник
Педагог – психолог: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение у Вас. Сожмите ладони в кулаки, если настроение хорошее, доброе, тогда поднимите большой палец к верху; настроение среднее – большой палец в бок; настроение плохое – большой палец в низ.
Упражнение «Я идентифицирую себя с героем…»
Цель: создать благоприятную групповую атмосферу; повысить уровень доверия.
Наверно, каждый из нас хотя бы раз в жизни идентифицировал себя с каким-нибудь героем художественного фильма или героем литературного произведения, а может быть с какой-нибудь исторической личностью, известным человеком, представлял себя на их месте, мысленно пытался пожить жизнью этого человека, посмотреть на мир его глазами, пережить его чувства. Вспомните об этом.
А теперь будем называть свое имя, и говорить о тех героях, людях, персонажах, с которыми мы себя когда-либо идентифицировали.
Упражнение «Чудо – листок»
Цель: содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной; развить способности по визуализации образа; стимуляция творческой работы группы с помощью импровизации.
Материалы: лист бумаги.
У меня в руках обычный белый лист бумаги. Но это в обычной жизни, а в театре лист бумаге может превратиться во что угодно. Превратите белый лист бумаги в любой предмет, а может и в живое существо. Лист можно крутить скручивать. Но есть одно условия, на нем не должны оставаться линии сгиба. После всех превращений лист должен остаться таким же, как был с самого начала.
Педагог – психолог: Обычный лист бумаги наше воображение смогло превратить в большое количество разных предметов. И я уверенна, если бы мы пустили лист еще раз по кругу, он бы приобрел еще много разных форм.
Что же такое креативность?
Креативность – это системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д.
Иными словами креативность означает способность человека создавать новые необычные идеи, изобретать оригинальные решения, изменять традиционные схемы мышления.
Креативность является компонентом педагогической компетентности.
Креативная компетентность педагога детского сада - это способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации творческих способностей личности.
Упражнение «Качества креативного человека»
Цель: способствовать осознанию проявлений креативности.
Материалы: мяч.
Сейчас, мы будем бросать друг другу мяч и не повторяясь, называть качества личности, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики. Мяч должен побывать у каждого в руках.
Педагог-психолог: Я хочу познакомить вас с очень интересной методикой, которая называется рефрейминг.
Рефрейминг – это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.
Суть рефрейминга состоит в том, чтобы увидеть вещи в разном контексте, в разных перспективах. Рефрейминг неотъемлемая часть творческого мышления. Для того чтобы понять реальность других людей, надо уметь смотреть на мир их глазами – без этого невозможно эффективное общение. Любое событие, ситуация или поведение могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст ситуации, можно найти ему новый смысл. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на других аспектах – и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации – и вы измените связанные с ней ощущения. Значит, изменится и поведение так, как у вас появится выбор.
Овладеть рефреймингом очень полезно всем педагогам ДОУ. Ни для кого не секрет, что, работая с детьми педагогам приходиться сталкиваться с разными ситуациями и с разным поведением детей, да и родителей то же.
Упражнение «Рефрейминг»
Цель: освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего увидеть предмет исследования по-новому; помочь участникам преодолеть внутренние барьеры, неуверенность перед другими людьми.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Задание «Пары слов»
Педагог-психолог: Объединитесь в группы по 4–6 человек. Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.
Например, лень – экономия энергии; жадность – бережливость; занудство – настойчивость; доносчик – социально активный; карьерист – человек, который стремиться достигнуть успеха в жизни; безвкусный
Давайте разделимся на четыре группы. В группе вам нужно рассказать друг другу о своей какой-либо черте характера или привычке, которая вам мешает в жизни и воспринимается негативной. Затем выберете одно негативное качество из тех, которыми вы поделитесь друг с другом, и всем вместе в своей группе необходимо приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, недостаток храбрости становиится хорошей природной самозащитой; неряшливость – свойством творческой натуры не замечать надоедливого быта, а быть творцом идеального и т. д.
Далее методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысления качества представляется всем остальным в виде песни, сценки, монолога, рисунка, аппликации, комикса и т. д. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат упражнения.
Завершение упражнения:
• Какие эмоции вызвало упражнение?
• Чем понравилось задание?
• В чем но оказалось сложным?
Упражнение «Перевод недостатков в достоинства»
Педагог-психолог: Уважаемые участники, в разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным, и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Я предлагаю на практике попробовать, как работает прием рефрейминг. Работать вы будете в парах. У вас есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе, и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.
После того как написали, необходимо передать свой листок партнеру. Задача того, кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Следующий этап – вам нужно произнести фразу: «Я (назвать качество, и это незаменимо или поможет мне в ситуации (назвать ситуацию, в которой это качество полезно, по мнению вашего партнера)».
Вопросы для обсуждения: Какие чувства у вас возникли при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись
Упражнение «Хиппи»
Цель: создание благоприятной атмосферы; завершение занятия.
Материалы: мяч.
Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: „Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано. " проговаривая текст, который, с нашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого — нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью.
Упражнение «Даем отпор»
Педагог-психолог: Рефрейминг помогает преобразовывать не только чужие проблемы, но и отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в ваш адрес. Вот в этом сейчас и потренируетесь.
В разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным, и вредным. Если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию.
На пеньке стоит ёжик и кричит:
- Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал:
- Сильный нашелся! – и как дунет на ёжика:
Бедняга улетел в кусты. Встал Ёжик и произносит:
- Ну, и подумаешь, что я не сильный, ЗАТО какой легкий! Оказывается, ещё и летать могу!
Какое «волшебное» слово произнёс Ёжик?
С помощью слова «ЗАТО», мы будем отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в свой адрес. Вот в этом сейчас и потренируемся.
Объединитесь в группы по 4–5 человек. Игра идет по кругу. Каждая группа придумывает отрицательные качества человека. А тот, кто стоит в центре круга отвечает фразой, начинающейся с «зато…». И говорит, что полезного это качество ему дает. Каждый участник должен побывать в середине круга.
Пример: «Ты болтливая. – Зато со мной не скучно».
Ваша задача потренироваться в спонтанном умении переформулировать «наезды», то есть защитить себя.
Вопросы для обсуждения: Как вы реагировали на отрицательные высказывания?
Чем полезно для вас это упражнение?
Рефлексия
10 мин
Педагог-психолог: Сегодня вы познакомились с приемом, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию, и возможно переоценить собственное отношение к ней. Сейчас я раздам вам памятку «Как использовать прием рефрейминга». Прошу вас дать обратную связь. Вопросы для обсуждения: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Что новое и важное вы для себя отметили?
Где в жизни вы могли бы использовать предложенный прием?
Педагог-психолог: Наша встреча подошоа к концу, всем спасибо за участие! До свидания.