Рита Калимуллина
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные задачи:
Образовательные :
систематизировать знания воспитанников об осени и осенних явлениях, учить следить за сюжетом стихотворения и отвечать на вопросы, замечать ошибки в суждениях;
активизировать в речи слова: порывистый, разноцветные, моросящий;
продолжать учить отвечать на вопросы: Какая? Какие? Какой, образовывать относительные прилагательные;
формировать умение выполнять самомассаж биологически активных зон;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
закреплять умение дополнять предложение словом противоположного значения и образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие :
развивать логическое мышление, познавательный интерес детей, их внимание и память;
Воспитательные:
формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;
воспитывать наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: мяч, листья (березовый, кленовый, рябиновый, липовый, осиновый, дубовый, фонограмма песни «Осень по лесочку ходила»
Ход:
Воспитатель: Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Про какие признаки осени говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится, что листья осыпаются, дождик идет.
Воспитатель: Какие месяцы осени вы знаете?
Дети: Осенние месяцы это сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой сейчас месяц? Сейчас у нас октябрь
Воспитатель: Какой месяц следующий? Следующий месяц ноябрь
Воспитатель: Что стало с листьями на деревьях? Листья на деревьях пожелтели и начали опадать.
Воспитатель: Куда улетают птицы? Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: (показываю детям листок) Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости.
А кто его нам прислал, вы угадайте, прослушав загадку.
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (ОСЕНЬ)
Воспитатель: Значить лист какой?
Дети: Осенний лист
Воспитатель: Осенний листочек этот не простой, хранит он очень много игр, и предлагаем вам с ним поиграть. Поиграем.
Первая игра которую предлагает нам сыграть листик, называется «Расскажите мне» Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны подобрать слова, которые отвечают на вопросы: Какая? Какие? Какой? Дети называют прилагательные, закрепляем выделенные слова.
Осень (какая) – холодная, красивая
Ветер (какой) – холодный, сильный, порывистый;
Лес (какой) - золотой, разноцветный, красивый;
Листья (какие) – яркие, разноцветные, разные;
Дождь (какой) – частый, холодный, моросящий;
Небо (какое) – пасмурное, дождливое, серое, хмурое.
Да, ребята, осенью небо хмурое, часто идут дожди, дует холодный ветер, и чтобы не заболеть в такую погоду мы с вами сделаем массаж «Неболейка» (массаж биологически активных зон). Для начала нужно разогреть руки
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа).
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком (прикладываем ладони «козырьком и растираем его движениями, в стороны вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и за ушами).
Знаем, знаем, да, да, да – нам простуда не страшна!
Физминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель: (на подносе) Ребята, пока мы делали зарядку, шаловливый ветерок раскидал листья. Давайте их соберем и узнаем, с каких деревьев эти листики? Каждый берет один лист и называет, с какого дерева листок (дети образовывают относительные прилагательные).
Лист с березы – березовый лист,
Лист с рябины – рябиновый лист,
Лист с клена – кленовый лист,
Лист с дуба – дубовый лист
Лист с осины – осиновый лист,
Лист с липы – липовый лист
Воспитатель: А теперь осенний листочек предлагает поиграть в игру «Назови ласково» (встанем в круг, поиграем с мячом). Я вам буду кидать мяч, и называть слово, а вы его должны назвать ласково
Лист – листочек,
Ветер – ветерочек,
Дождь – дождик,
Лужа – лужица,
Вода – водичка,
Солнце – солнышко,
Гриб – грибочек,
Туча – тучка,
Молодцы, ребята. Продолжаем, игра «Скажи наоборот». Теперь вам нужно сказать наоборот, например яблоко сладкое, а лимон кислый.
Летом дни длинные, а ночи …короткие
Осенью дни короткие, а ночи …длинные
Летом дни жаркие, а осенью …прохладные
Летом дни ясные, а осенью …хмурые
Летом дожди теплые, а осенью …холодные
Садятся
Воспитатель: Следующая игра, который подготовил листик, называется «Да или нет». Слушайте внимательно, не торопитесь отвечать
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Воспитатель: Это была последняя игра, которую подготовил нам осенний листик. А вам ребята я хочу предложить подарить песню «Осень по лесочку ходила».
А теперь нам пора прощаться с осенним листиком, давайте на прощанье пожелаем ей пожелания (каждый ребенок говорит пожелание)
Воспитатель: На этом наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, о каком времени года мы с вами говорили? Назовите осенние явления? Какая игра вам больше всего понравилась?