Наталья Краивая
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
Цели и задачи:
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни через развитие речи и двигательную активность детей.
Образовательные задачи:
- Закреплять знание детей о правилах личной гигиены, в знании предметов туалета и их значении;
- Закреплять знание детей о свойствах воды.
- Расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды;
- Формировать представлений о природном явлении-водопаде;
- Активизировать и обогащать речь детей (опыт, водопад, бесцветная, безвкусная, лаборатория;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Закрепление знания о состоянии воды;
- Формировать умение внимательно слушать звуки музыки и водопада, пения птиц.
Развивающие:
- Развивать умение обобщать результаты работы и делать выводы;
- Развивать координацию речи с движением, чувства ритма;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
-Развивать мышление, память, связную речь, умение пользоваться полными предложениями в правильной грамматической форме;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей КГН, желание всегда быть чистыми, аккуратными, красивыми, уважительно относиться к своему телу;
-Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-Воспитывать доброту, желание оказывать помощь другим.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Экспериментальная деятельность».
Предварительная работа
Разучивание пальчиковой гимнастики, беседа о воде и её роли в жизни человека, проведение экспериментов с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», проведение игр с водой, чтение художественной литературы, наблюдение за водой на прогулке, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Оборудование и материал
Иллюстрации по теме «Вода», пластиковые стаканы и ложки, контейнеры для исследуемых материалов, питьевая вода, сахар, соль, камешки, электрическая модель «Водопад», музыкальный инструмент «Beamz», ленточки.
Ход занятия.
Воспитатель: «Мы сегодня поговорим о самом важном, что есть в жизни каждого человека, о нашем здоровье.
“Рано утром просыпайся,
Всем на свете улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В детский садик отправляйся ”.
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: кто к нам пришел?»
Входит девушка (Вода) .
Вода: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам. Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
(Дети обмениваются рукопожатиями и улыбками, здороваются с гостьей).
Вода: вы узнали кто я? Я сейчас загадаю вам загадку.
Я по трубам к вам бегу,
А также в лужицах лежу.
Я - везде в живой природе,
И даже в клеточках, в кроссворде!
(Вода)
Ответ детей.
Воспитатель: Мы очень рады тебе, Вода!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете для чего нужна вода? (чтобы готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар).
Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
Для чего нужна вода растениям? (для роста).
Где можно увидеть воду? (в реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Представьте, что на планете не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
(ответы детей)
Воспитатель:
-все живое погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили, что без воды человек может прожить всего 3-4 дня, затем он погибнет.
Вспомните, какие стихотворения, потешки вы знаете о воде.
1. Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
2. Зайка серый умывается, видно в гости собирается,
Вымыл лапки, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.
3. Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, маме улыбаемся!
4. Нам водичка – добрый друг, скажут люди все вокруг.
Мы на руки её польём, а потом играть пойдём.
5. Чистая водичка умоет Саше личико,
Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке.
Воспитатель:
«Вода, сегодня мы отправляемся с детьми в «Страну здоровья», а с тобой мы туда попадем быстрее. Вот только на чем мы отправимся? Мы уже путешествовали с детьми на автобусе».
Вода: Я хочу вам предложить необычное путешествие — на ковре-самолете.
Воспитатель: «Это же замечательно! Ребята, а вы согласны?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «На ковре-самолете вся «Страна здоровья» будет видна нам как на
ладони. Мы будем приземляться на тех улицах, которые помогут нам поддерживать
и укреплять наше здоровье».
Вода: «Ну, полетели в «Страну здоровья»!»
Легкий бег на носках с ускорением и замедлением.
Воспитатель: «Я вижу улицу с названием «Чистая», давайте прямо на ней и
приземлимся, (обращается к детям) Как вы думаете, кто на этой улице живет?»
Дети: «Жители, которые очень любят воду и чистоту».
Воспитатель: «Уважаемая Вода, наши дети очень любят Вас и чистоту, и сейчас они
расскажут и покажут это». (Потешка)
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся,
Грязь смывайся!
Вода: «Молодцы! А еще я нужна, чтобы пить, мыть, поливать, готовить и
стирать».
Воспитатель: «Вспомните, в какой сказке говорится о том, как любят умываться и дети и животные. Как она называется, и кто ее написал?»
Дети: «Мойдодыр, Корней Чуковский!»
Вода и воспитатель: «Правильно! Давайте вместе вспомним:
“Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки”.
Воспитатель: «Купаться, умываться любят все животные и насекомые.
Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?»
Дети: «Лапками и язычком».
Воспитатель: «Правильно, а как умывается собака?»
Дети: «Тоже лапками и язычком».
Воспитатель: «Кто знает, как купается слон?»
Дети: «Хоботом!»
Воспитатель: «Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ.
Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои перышки клювом».
Детям предлагается игра-имитация «Как животные, птицы, насекомые
умываются».
Воспитатель: «Молодцы! Ребята, а человек умывается?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «А зачем человек умывается?»
Дети: «Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть».
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: «Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле
скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться,
ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет
всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги.
Любят купаться все: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы
с вами моем».
Вода: «Дети, в «Стране здоровья» жители выполняют правила, которые вы
должны знать и выполнять. (Правила указаны к доске)
1 правило: Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.
2 правило: Мойте руки и ноги перед сном каждый день.
3 правило: Мойте руки после игры, прогулки и туалета.
4 правило: Мойте руки перед едой с мылом.
5 правило: Чаще принимайте душ и ванну.
Воспитатель (к детям): «Запомнили советы?» (опросить индивидуально)
Воспитатель: Давайте вспомним, в какой сказке говорится об этом.
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Воспитатель: «Да, дети, действительно —
А нечистым трубочистам
«Стыд и срам», «Стыд и срам»!
Вода: «Какие вы молодцы! А теперь:
Всех зову я вас к воде.
Есть она у нас везде —
И в реке и в океане.
В озере, ручье и ванне.
«Летим на соседнюю улицу. Улица «Экспериментальная».
(обращается к детям) А почему она так называется?»
Дети: «Наверное, на этой улице проводят эксперименты».
Воспитатель: в природе мы повсюду можем с вами увидеть воду, только в разных состояниях. Я вам сейчас покажу, где может прятаться вода. (Показ картинок).
Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите?
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации, раскрывающие различные состояния воды: дождь, град, снег, туман, росу)
Ответы детей: дождь, град, снег, туман.
Воспитатель: Как про дождь, снег, град, росу, туман можно сказать одним словом? Что это? Правильно, ребята, это вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница, потому что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
- В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
- А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
(Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку).
Воспитатель: Кто у нас самый внимательный волшебник? Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Он летит с обрыва вниз,
О камни разбивается
Громче зверя он ревет
И в пену превращается!
Что это!
Ответы детей: это водопад.
(воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением различных водопадов)
Воспитатель: Слово водопад образовано из двух слов «вода», и «падать». Оно обозначает падающую воду. Давайте все вместе произнесем слово «водопад».
Воспитатель: чаще всего водопады можно встретить в горах, но я вам принесла электрическую модель водопада.
(воспитатель демонстрирует электрическую модель водопада)
Воспитатель: Образуется водопад таким образом. На нашей планете много больших и малых горных рек. Горные реки несутся бурно, стремительно. Это происходит в тех случаях, когда реку перегораживают скалистые горы. Если река внезапно обрывается в виде крутого обрыва, вода, падая с него, образует водопад. Падая со скалы, вода с огромной скоростью несется дальше и дальше. Самый крупнейший водопад находится в Африке, на реке Замбези. Послушайте, как течет водопад. (прослушивание аудиозаписи)
Воспитатель: что можно сказать о воде, которая падает вниз? Что она делает?
Ответы детей: она течет, несется, льется, брызгается, журчит, шипит, переливается, грохочет.
Физминутка «Птицы над водопадом»
Воспитатель:
-А, сейчас мы с вами немного отдохнем.
Над водопадом птицы кружат (машут руками, словно «крыльями).
Полетим за ними дружно (бегут по кругу, взмахивая руками как «птицы»).
Мы с тобою (Останавливаются, показывают руками друг на друга)
Я и ты! (указательным пальцем правой руки показывают на себя, а затем кистью правой ладони друг на друга).
Воспитатель: вот видите, ребята, и водопады, и реки, и пруды, моря и океаны состоят из воды. Вода как «Волшебница» может принимать различные состояния и имеет различные свойства! Сейчас мы с вами это проверим, отправившись в мини-лабораторию. Садитесь на свои места.
Воспитатель:
-ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?
Воспитатель:
-сейчас мы с вами проведем и изучим некоторые свойства воды.
Опыт №1. Вода не имеет запаха
Воспитатель: -имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?
Дети: понюхать (берут стакан и нюхают)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №2. Какая вода на вкус?.
Воспитатель:
- возьмите стаканы с водой и попробуйте воду на вкус? Скажите, какая вода на вкус?
(Ответы детей: вода не имеет вкуса).
Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите ложечкой в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
(ответы детей)
- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (соль, сахар)
Ответы детей: Сахар растворился в воде, и она стала сладкая на вкус! Соль растворилась в воде и вода стала солёной.
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили. Молодцы, ребята!
А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами как рыбки плаваем в воде.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Рыбка»)
1. Рыбка плавает в водице, (Ладони сложены вместе, дети изображают, как плывет рыбка).
Рыбке весело играть.
2. Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком).
Мы хотим тебя поймать.
3. Рыбка спину изогнула, (Медленно сближают ладони. Делают хватательное движение).
Крошку хлебную взяла.
4. Рыбка хвостиком вильнула. (Снова «плывут).
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: вот, какие веселые рыбки обитают в реке.
Воспитатель: А давайте перейдем на соседнюю улицу. Улица «Ручейная».
(обращается к детям) А почему она так называется?
Дети: Наверное, на этой улице много ручейков.
Игра «Собери ручейки в речку»: (раздает голубые ленточки) Проведем сейчас игру».
(Дети бегают с ленточками врассыпную под музыку, а затем собираются в речку
все вместе, продолжая развивать ленточки).
Воспитатель: В какую большую реку вы собрались!
Ой, а что это по речке приплыло? (показывает мыло и
слушает ответы детей) Правильно, это мыло! А мыло и вода — настоящие
друзья! А что нам для чистоты еще надо? Хотите узнать?
Дети: «Да!»
Воспитатель: Тогда приглашаю вас на улицу «Загадок»!
Загадки.
Мягкое, пушистое, чистое-чистое,
О него мы руки вытираем
И на место убираем. (полотенце)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (платок)
Зубов много, а ничего не ест. (расческа)
Я белая, душистая,
И зубы чищу чисто я. (зубная паста)
Костяная спинка
На брюшке щетинка. (щетка)
Воспитатель: (читает отрывок из сказки «Мойдодыр»)
«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!»
Воспитатель: «А какие еще есть средства, чтобы избавиться от микробов? (ответы детей,
можно подсказать)
- Это чистый воздух. Нужно чаще проветривать комнату и гулять на воздухе.
- Это физические упражнения. Сейчас мы вместе с водой выполним веселые
упражнения, для этого летим с вами на улицу под названием «Спортивная».
“Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд -
Он подпрыгнул десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заплясал он гопака.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
А потом на пятку”.
Вода: Молодцы, ребята, вы замечательные, я с вами успела
подружиться. Играйте, улыбайтесь и будьте здоровыми всегда. До свидания!
Дети прощаются с водой.
Воспитатель: сегодня ребята мы с вами выяснили, что вода – одно из самых удивительных веществ на планете Земля. Что нового вы узнали о воде? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Я хочу пожелать вам,
чтобы каждый день приносил вам только радость и чтобы мы говорили друг другу:
«Доброе утро», «Добрый день», «Доброго здоровья». Ведь наше здоровье —
это главная ценность в жизни, о которой нужно постоянно заботиться. А помощник нам в этом - вода».
Дети, запомните навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!