Родионова Юлия
Цифровая образовательная среда в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая образовательная среда в современном ДОУ
Подготовила: Родионова Ю. Ю.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста.
Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Задача проекта:
Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Давайте разберем более подробно, что же такое ЦОС в ДОУ?
Цифровая образовательная среда (ЦОС)
Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Цели цифровой среды
Для дошкольников:
1. Расширение возможностей построения образовательной траектории;
2. Доступ к самым современным образовательным ресурсам;
3. Растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира;
Для родителей:
1. Расширение образовательных возможностей для ребенка;
2. Повышение прозрачности образовательного процесса;
3. Облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Для воспитателя:
1. Формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
2. Облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника;
3. Формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий
В основе создания цифровой образовательной среды дошкольного образования лежит организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду.
По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, необходимо создание и соблюдение ряда условий.
1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения).
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.
2. Обращение к «детским» видам деятельности.
В отличии от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.
3. Самостоятельность детей. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная деятельность дошколят с тем или иным материалом. Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него.
4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер. С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым видом деятельности.
5. Поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.
Таким образом, возникновение необходимости создания цифровой образовательной среды, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой,- представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ.
Информационно-коммуникативные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
На данный момент детские сады и школы го Химки переходят на инновационную платформу «Сферум».
Сферум в детском саду имеет не только развлекательную, но и образовательную функцию. Это инновационная платформа, которая дополняет традиционное образование, делая его более интересным и доступным для детей. С помощью Сферума можно создавать классы и беседы по разным предметам, что позволяет детям получать знания не только в классе, но и вне его. Также на платформе можно проводить онлайн-трансляции и видеозвонки, что открывает двери для общения с другими детскими садами и школами, а также с экспертами в различных областях знаний. Сферум стимулирует творческое мышление и развивает умения коммуникации, что невозможно достичь только в классе. Таким образом, Сферум в детском саду помогает усовершенствовать образовательный процесс, делая его более интерактивным и захватывающим для детей.