Ирина Кадомцева
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире сказок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «В мире сказок» в старшей группе.
Составила воспитатель:
Кадомцева Ирина Ивановна
Рязань, 2022г
Цель: Закреплять представления детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „В мире сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
Развивающие : Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы, берём положительные образы из сказок как образец отношений для мальчиков и девочек.
Воспитательные: Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками через размышления о понятиях добро и зло, плохой и хороший поступок.
Обучающие: Вспоминаем прочитанные сказки, учимся на примере героев из сказок мужественному и женственному поведению.
Оборудование и материалы: Посылка со сказочными предметами, пазлы «Собери сказку», иллюстрации с обложками сказок, отрывки из этих сказок, книга «Сборник русских народных сказок» ,коврик.
Словарная работа: Богатырь, красная девица, учить уму -разуму.
Предварительная работа: Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Крошечка - Хаврошечка», «Мальчик с пальчик» ,«По щучьему веленью,по моему хотенью», «Маша и медведь», «Бычок -смоляной бочок», ««Красная шапочка», «Дюймовочка», «Золушка».
Вводная часть
Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают полукругом. Ребята приветствую гостей и педагога.
Этап мотивационно побудительный
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем как должны вести себя мальчики: они должны быть внимательными и предупредительными, подавать девочке пальто или куртку; пропускать впереди себя в дверях; уступать стульчик во время обеда или занятий. Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных ситуациях: перейти скользкое место или лужу; нести тяжёлые вещи; защищать если кто-то обидит девочку. Девочки в свою очередь должны быть доброжелательными, вежливыми во всех делах в группе помогать мальчикам.
Сегодня мы с вами вспомним сказки, которые учат нас уму -разуму, а заодно и вспомним, как же там происходят дела, как там ведут себя герои мужчины и женщины.
Основная часть.
Сюрпризный момент. Посмотрите, к нам пришли две посылки, а в них
настоящие сказочные вещи. Первая посылка для девочек, а вторая для
мальчиков.
Игра «Сказочные вещи»
Я буду по очереди доставать из посылок волшебные вещи, а вы должны
вспомнить из каких они сказок и для чего нужны. Назвать главного героя охарактеризовать какой он, одним словом.
Для девочек: Красная шапочка, грязная чашка, туфелек, пирожок в корзинке,зеркальце. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Золушка», «Федорино горе», «Маша и медведь», «Красная шапочка»).
Золушка - трудолюбивая, весёлая, рукодельница.
Для мальчиков: яйцо, стрела, меч. («Царевна лягушка», «Сказки о богатырях»). Мужественный, бесстрашный, храбрец, отважный, удалец, смельчак. Решительный, целеустремлённый, неотступный.
Среди сказочных вещей у нас волшебный клубочек, он покажет нам дорогу в сказочной стране. Вот он прикатился к книге сказок.
Задание 1.
Воспитатель:Мы с вами знаем, что имена бывают мужские и женские. И в сказках у героев мужские имена, а у героинь женские. А у некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идёт речь.
Двойные женские имена для девочек: Елена., Сестрица., Василиса., Крошечка., Марья.
Двойные мужские имена для мальчиков: Кощей., Мальчик -. , Братец., Змей.
Задание 2.
Воспитатель:Сейчас мы разделимся на две команды мальчиков и девочек и посмотрим, какая команда отгадает больше загадок.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.) Какой он (Весёлый, добрый - отпустил щуку, смелый - не испугался генерала).
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) Какая сестрица Алёнушка? (Верная, преданная, любящая, добрая, терпеливая).
А дорога далека,
А корзина нелегка-
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь). Какая она Маша? (Заботливая, ловкая, умелая, активная, хитрая).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети (Семеро козлят.)Коза какая? (Смелая, умная, добрая,преданная).
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в печали слёзы льёт. (Федора.) Какая Федора? (Лентяйка в начале и чистюля и аккуратная в конце сказки).
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок -смоляной бочок.)
У Алёнушки -сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси -лебеди.)Сестрица заботливая,умная, терпеливая, смелая).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит) Какой доктор Айболит (Образованный, добрый и смелый).
Для того чтобы продолжить наш путь надо разбиться на пары: мальчик девочка и идём дальше за клубочком.
Физкультминутка.
Девочку за руку возьмём,
По дорожке сказочной пойдём.
Мы идти не устаём,
Потому что мы вдвоём.
Трудно будет - мы поможем -
Выполнить заданья сможем.
Раз, два - не зевай, за клубочком успевай.
Задание 4. «Собери картинку и расскажи о ней».
Воспитатель: нам нужно собрать картинку из частей и узнать, какая изображена сказка. (На столе для детей лежат пазлы на которых изображены иллюстрации к сказкам. Дети собирают картинку и рассказывают, какая сказка изображена на картинке. «Красная шапочка» «Дюймовочка», «Золушка», «Царевна - лягушка»
Практическая часть.
Воспитатель становится у стола и вместе с детьми дают характеристику главной героини.
Красная шапочка - послушная, заботливая, добрая.
Дюймовочка - нежная, терпеливая, великодушная.
Иван - царевич - бесстрашный, храбрец, отважный, добрый,сильный, выносливый.
Золушка - трудолюбивая, весёлая, добрая, воспитанная.
В группе стоит дерево с иллюстрации к сказкам, воспитатель: Мы с вами подошли к сказочному дереву. На этом дереве развешены книги со сказками. Задание заключается в том, что я читаю отрывок из сказки, а вы находите эту сказку на дереве, называете главных героев и характеризуете их.
«Мальчик, как тебя зовут? Витя. А меня Женя. Давай играть в салки?Не могу я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. Как жалко! Ты мне очень понравился, я бы с большим удовольствием побегала с тобой. И ты мне очень нравишься и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. Ах, какие пустяки ты говоришь. Женя вынула из кармана заветный цветок. Лети, лети лепесток через запад на восток. Лишь коснёшься ты земли быть по моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров».
Сказка «Цветик -семицветик». Главная героиня Женя, она смелая и весёлая, благородная и великодушная. Очень хорошая девочка.
«И вдруг малыш почувствовал, что он очень соскучился по Карлсону - бодрому, весёлому человечку, который так потешно махал своей маленькой рукой приговаривая: «Неприятности - это пустяки, дело житейское, и расстраиваться тут нечего.» «Неужели Карлсон больше никогда не прилетит?» - с тревогой подумал Малыш. «Спокойствие, только спокойствие!Сказал себе Малыш, подражая Карлсону. Карлсон ведь обещал, а он такой, что ему можно верить, это сразу видно.»
Сказка «Малыш и Карлсон». Главный герой Карлсон, он самый лучший в мире
друг. Карлсон - боевой, активный, отважный. Настоящая мужская дружба очень важна в жизни мужчин.
«Иванушка говорит: «Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца. Не пей братец, козлёночком станешь. Не послушался братец и стал козлёночком. Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек».
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», главная героиня сестрица Алёнушка, она заботливая,сердечная,нежная,ласковая. Она не бросила братца в беде, она терпеливая и преданная.
«Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».А старик говорит : «У тебя силы недостанет пахать». А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поёт. Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Сильно удивился барин.»
Сказка «Липунюшка», главный герой - маленький мальчик. Он трудолюбивый, усердный, старательный,уважительный.
«Царь тут же отдал приказ трё м своим сыновьям: «Чтобы жёны ваши соткали мне за единую ночь по ковру». Воротился Иван -царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква -ква, Иван -царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово неприятное? Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шёлковый ковёр.»
Сказка «Царевна -лягушка». Главные герои Иван -царевич и Василиса Премудрая. Иван -царевич храбрый, смышлённый, сильный, выносливый, ловкий, отважный. Василиса -Премудрая рукодельная, обаятельная,вежливая, ласковая, заботливая, весёлая, красивая.
Воспитатель: Мы с вами долго путешествовали, пришло время возвращаться.
Куда катиться наш волшебный клубок? А прикатился он к ковру -самолёту. На нём то мы и вернёмся в группу.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
«Крошечка - хаврошечка»,
«Мальчик с пальчик»,
«По щучьему веленью,
По моему хотенью».
Знаем семеро козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Заключительная часть.
Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна - страна сказок! В ней как и в жизни мужчины сильные, смелые, защитники добра и справедливости. А женщины и в сказках и в жизни добрые и нежные, заботливые и терпеливые.
Как вы считаете, мы справились со всеми заданиями?
На кого из сказок хотели бы быть похожи мальчики?
На кого из сказок хотели бы быть похожи наши девочки?
Что для вас было самым трудным сегодня?
А что понравилось больше всего?
Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами, красивыми поступками. Дружите мальчики и девочки, умейте правильно общаться. Желаю вам успехов и удачи, снова и снова отправляться в путешествие!